Найти тему

"Я - самоубийца" или история о том, как я решилась сдавать литературу на ОГЭ.

"Выбирать нужно те предметы, которые нравятся больше всего" - сказала мне моя бывшая классная руководительница в начале 9 класса. Её слова заставили задуматься и, спустя некоторое время, я окончательно определилась с тем, что буду сдавать ЛИТЕРАТУРУ( я знаю, что подобных статей и видеороликов в интернете найти можно много, но я тоже хочу поведать о своём опыте, ошибках и ещё о куче факторов, которые "сбивали" или,наоборот, выводили на нужную дорогу).

ПЕРВАЯ МЫСЛЬ.

Идея, о том, чтобы сдавать этот предмет на экзамене пришла ко мне ещё где-то в середине 8 класса. Но тогда особого значения я ей не придала, ибо понимала, что ещё раз 200 могу передумать(Небольшая предыстория: в детстве у меня не было желания читать книги. Неважно, школьная литература или художественная. Чтение было для меня занятием скучным и утомительным. Поэтому, я всегда пользовалась кратким содержанием и не парилась. Но в 7 классе произошло чудо и я начала читать произведения из школьной программы в полном объеме. Даже список литературы с того года обходить стороной я перестала. Скорее всего, такая перемена во мне обусловлена тем, что с 5-6 класс я, откровенно говоря, "гоняла балду". Меня эти 2 года ничего не интересовало, кроме "тик тока", "лайка" и проч. Поэтому, от делать нечего, я решила "влюбиться" в литературу.)

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.

Наступает 9 класс, а через некоторое время, и подача списков с предметами для сдачи на экзамене. Я с твёрдой уверенностью заявляю классной руководительнице(и по совместительству учителю русского и литературы) от том, что собираюсь сдавать литературу. Она не пыталась меня отговорить и даже сказала, что, в целом, у меня получится. (Я почувствовала, что она не сомневается во мне. В ином случае, классная не допустила бы меня сдавать её предмет.) Единственное, что заставило впасть в смятение, так это(по словам учительницы) случай с девочкой, которая тоже выбрала для огэ литературу и сдала на 3. Меня охватили страх и неуверенность после этой истории, но решение я не изменила. Утешила себя мыслью о том, что до февраля ещё можно было поменять предмет.

ПОДГОТОВКА И РАЗБОР ЗАДАНИЙ.

В конце сентября, я задумалась над тем, что пора начинать подготовку. Классная руководительница, по моей просьбе, дала телефон своей подруги тоже учителя русского и литературы, чтобы подготовить меня к экзамену.

На первом занятии Ангелина(так зовут моего репитора) спрашивала какие произведения из школьной программы я читала, рассказывала, что представляет из себя экзамен по литературе, по какому принципу выполнять задания, о критериях оценивания, о теории литературы и её значимости и т.д.

От теории мы постепенно перешли к практике. Занималась я 2 раза в неделю по 1 часу. До Нового года мы разбирали "маленькие" сочинения, а после перешли к "большим". Меня не сильно напугал список книг для ОГЭ, т.к. в основном я не прочитала некоторые маленькие произведения и стихотворения. Сами задания заставили меня, можно сказать, недоумевать и паниковать одновременно. В 1. здании даётся отрывок любого произведения из школьной программы (в основном с 7-9 класс), а к нему 2 вопроса на выбор с развернутым ответом на 5-8 предложений. Во 2.(для меня самом сложном) нужно выбрать другой фрагмент из произведения, дававшегося в 1. задании, и, уже по нему также развернуто ответить на один из 2 вопросов. В 3. дано стихотворение и к нему прилагаются 2 вопроса на выбор. В 4. задании тоже даётся стихотворение, которое нужно сопоставить с произведением из 3. Ну и 5. задание, за которое даётся самое большое количество баллов и без которого вы просто не сдадите экзамен, состоит из 5 предложенных тем на выбор, абсолютно любых. Ответ на него должен составлять не менее 200 слов. И всё это должно быть написано в течение 3часов 55 минут разборчивым почерком)

Я, мягко говоря, офигела, когда увидела бланк с заданиями на 2 занятии, но отступать не собиралась. Не буду подробно описывать каждое занятие, ибо мы с Ангелиной следовали чётко одному плану: мы вместе разбирали каждое здание и устно рассуждали на данный вопрос. После этого, она засекала таймер на 15-20 минут и за это время я должна была написать развернутый ответ на 5-8 предложений. Меня всегда сбивало время. Мозг твердил, что его остаётся всё меньше, вследствие чего мне было сложно сконцентрироваться на вопросе и я просто не успевала закончить ответ. Иногда и вовсе минут 10 я пыталась сформулировать ответ и только за несколько минут до конца начинала излагать мысль на бумаге. Несколько месяцев ничего не получалось. Я постоянно засыпала и просыпалась с мыслью о том, что подписала себе смертный приговор, сильно переживала, боялась, что не вывезу, не справлюсь(почему-то меня не посещала мысль о том, что можно пересдать).Ещё было время передумать, но я просто не хотела отступать. Несмотря на трудность и сложность подготовки, я чувствовала, что мне нравится и хочется изучать литературу более углублённо.

После Нового года мы с Ангелиной перешли к "большим" сочинениям. На занятии я выбирала одну из 5 предложенных тем, мы вместе в устной форме обсуждали и составляли план, а уже дома я писала сочинение, опираясь на то, о чём говорили с репетитором на уроке. Или наоборот.

ПРОБНИК И ПЕРВЫЙ ОПЫТ.

Где-то в марте учителя решили устроить для параллели 9х классов пробники по всем предметам(неофициальные). Моей главной ошибкой было то, что я снова запаниковала и вечером прочла краткое содержание самых главных произведений(около 7) и некоторые статьи по ним из учебника. Понятное дело, что в моей голове всё перемешалось и на следующий день, на пробник, я пришла никакая. Плюс ко всему мы писали его не 3ч 55мин, как на экзамене, а только 3ч, даже чуть меньше. Понятное дело, я писала сразу на чистовик, т.к. физически просто не успела бы переписать с черновика. Волнение и напряжение давили, сложно было сосредоточиться. Постепенно вошла в поток мыслей и полностью погрузилась в размышления над вопросами. Благо успела написать всё за 3ч и даже проверить несколько раз. Голова разболелась жутко. Под конец я уже не соображала что пишу, из-за чего пропустила много запятых, отсутствие которых при проверке не заметила. Написала баллов на 29/37(это 4). Я очень удивилась и результатом была недовольна из-за глупых ошибок, но классная меня похвалила и сказала, что за такое время это неплохой результат.

ОБЛОМ И РАДОСТНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ.

После весенних каникул я заметила, что мои результаты улучшились. Не знаю, весна ли на меня так повлияла или я к тому времени уже набила руку, но почувствовала, что у меня стало получаться писать сочинения быстро и правильно, чётко формулируя мысль. Когда прошли почти 2 недели после каникул, нам сообщили о том, что огэ отменили( я живу в приграничной зоне, в этом году для девятиклассников экзамены в них не проводились по известным обстоятельствам). Я сначала не верила. И даже после официального приказа не испытала каких-то бурных положительных эмоций. "Ну отменили и отменили" - подумала я тогда.

МОИ СОВЕТЫ:

1. Хорошенько обдумайте решение сдавать литературу. Самые основные произведения с 7-9 класс должны быть прочитаны Вами, потому что за один год будет достаточно трудно справиться с немаленьким списком книг для ОГЭ. Если Вы считаете что, здесь не нужно особо париться и готовиться, а можно просто прочитать краткое содержание некоторых произведений и дело с концом, то Вы ошибаетесь. Здесь так не прокатит.

2. В начале зимы потихоньку приступайте к подготовке. Не откладывайте всё на последний месяц. Некоторые в своих видеороликах и статьях рассказывали о том, что подготовились за 2 недели, за 3 дня и сдали на 5, но я считаю, что это полный бред. Если не хотите, чтобы Ваш мозг взорвался, не откладывайте на потом.

3. Лучше всего готовиться с репетитором. Конечно, можно самим составить себе график по подготовке и заниматься самостоятельно, но всё-таки нужно иметь наставника, человека, который будет вести Вас в правильном направлении, сориентирует по правилам и терминам не менее важным для ОГЭ( и времени будет уходить меньше, чем при самоподготовке).

4. Решайте варианты из сайта ФИПИ(Федеральный Институт Педагогических Измерений), о котором Вам должны рассказать учителя в начале подготовки к любым экзаменам. И читайте. Много. Некоторые произведения я перечитывала 2 раза, а где-то обошлась кратким содержанием. Впадать в панику и читать 24/7 тоже не нужно.

4. В начале подготовки не приступайте к сложным темам, произведениям и заданиям. Начните с простого и лёгкого. А через пару месяцев можете попросить репетитора или самостоятельно разобрать те произведения и задания по ним, которые Вам непонятны и трудно даются.

5. Запоминайте имена, фамилии и отчества персонажей и инициалы авторов( про их биографию я уже молчу). Был один случай, когда я хотела в 5. задании привести пример из произведения, но не смогла вспомнить инициалы его автора(за такое могут снизить баллы). Обязательно используйте в больших сочинениях в 5. задании термин(ы) из теории литературы(при их отсутствии тоже снижают баллы). Также не обходите стороной зарубежную литературу, потому что она упоминается в некоторых темах из 5. задания.

6. Не нужно вкладывать душу в свои сочинения. Как бы горько это не звучало, но тем людям, которые будут проверять Ваши работы, плевать на Ваше истинное мнение. Здесь всё пишется по строго определенным критериям. Сдающих литературу, таких, как Вы, там будет столько, что у проверяющих просто взорвётся голова, если они будут вникать в работу каждого. Им важно проверить количество ошибок, не отклонились ли вы от темы вопроса, авторской позиции и т.д.

7. Не стоит доводить себя до крайностей и из последних сил вытягивать мысль для сочинения. Отдых тоже очень важен. Если Вам сказали писать как можно больше сочинений и набивать руку, это не значит, что нужно судорожно писать по 10 или 20 сочинений в день (к примеру). Чувствуете, что "выдавливаете" из себя слова, значит сделайте перерыв хотя бы 2 часа и приведите свои мысли в порядок.

8. Не считайте ОГЭ( не только по литературе, вообще по любому предмету) смыслом своей жизни. Потому что, весь 9 класс я думала, что экзамены, подготовка к ним и их успешная сдача - это самая главная задача в жизни, которую нужно выполнить. Попытайтесь вбить себе в голову то, что конец света не наступит, если Вы вдруг напишите ОГЭ не очень хорошо.

9. Ну и напоследок, самое главное - не опускайте руки, если что-то не получается. Продолжайте работать, боритесь до конца и не останавливайтесь! Я в Вас верю! Удачи и успехов в новом учебном году!)

P.s. надеюсь, Вы дочитали до конца)