«Например, они утверждают, что Генеральный штаб Германии не несет ответственности за поражение вермахта, поскольку причиной тому было плохое руководство Гитлера и вмешательство нацистской партии.
Они изо всех сил распространяют легенду о непогрешимости офицерского корпуса, приписывая поражение немецкой армии ошибочным решениям политиков.
Тем самым, они уже пытаются отмежевать армию от гитлеровских деяний...» (с) Из доклада управления политической разведки при Штабе Верховного главнокомандующего союзными экспедиционными силами в Европе генерала Д. Эйзенхауэра. Май 1945 года. (NARA, RG 59, DF 740.0011 EW/5-1045., цитирование по «Путь к Великой Победе. СССР в войне глазами западных современников: Документы и материалы», 2015)
В мае 1945 года Холодная война все-таки ещё не началась, Советский Союз положительно воспринимался многими американцами (не всеми поголовно, разумеется).
Такие американцы, в том числе — среди военных — искренне могли возмущаться поведением в их плену немецких военачальников. Последние непременно пытались сдаться именно западным союзникам. У гитлеровских генералов были причины опасаться расплаты за злодеяния, совершенные на советской земле.
Расчет подавляющего большинства полководцев вермахта оправдался полностью: они получили небольшие сроки или вовсе сумели избежать наказания. А потом им «подобрали работу»: кто-то помогал создавать бундесвер в ФРГ, кто-то давал советы НАТО, кто-то писал мемуары.
Нет, не так. Мемуары писали практически все. И суть их, в общем и целом, являлась единой: генералы вермахта дружно валили все преступления и ошибки исключительно на Гитлера и «партийных нацистов».
На западе им удалось породить «миф о чистом вермахте», в который и некоторые наши с вами соотечественники верят до сих пор.
Впрочем, вот этот момент: попытка всё свалить на одного деятеля, максимум — на группу нацистов — был характерен не только для немецких генералов. Об этом американские аналитики в мае 1945 года тоже писали:
«Так же, как немцы в целом отрицают свою ответственность за ужасы, причиненные миллионам европейцев, немецкие генералы отказываются признать свою ответственность за выполнение нацистских приказов...
Им просто не приходит в голову, что уничтожить целую расу или истреблять пленных — аморально само по себе...»
Составителей этого американского документа поражало то, что немецкие генералы в западном плену умудрялись одновременно:
а) ругать Гитлера и чуть ли не «жаловаться» на него союзникам, обвинять его во всех своих неудачах;
б) при этом, гордиться «честью и верностью», которые выражались чаще всего в «пунктуальном почтении к формальностям»;
в) одобрять любое, даже самое жуткое действие, если оно успешно, ругать — если оказалось неудачным в перспективе;
г) ссорить англо-американцев с Советским Союзом, ждать новой мировой войны и натравливать слушавших их западных союзников на «большевизм»;
д) ждать, когда услуги генералов понадобятся западным победителям, когда у них появится шанс «воспитывать» новое немецкое поколение...
Нужно отметить, что составители доклада прямо говорили о том, что пленные немецкие генералы хотят новой войны между СССР и западными союзниками, что крайне вредно для государственных интересов США.
Да, в мае 1945 года ещё продолжалась война с Японией, так что даже «смена президентов» в Штатах не сделала из США противника СССР одномоментно.
Возможно, составлявшие этот документ американские офицеры к СССР относились довольно хорошо, так как они прямо делали акцент на опасности конфликта между вчерашними союзниками по Антигитлеровской коалиции.
«Вообще, немецкое главнокомандование буквально из кожи лезет, чтобы посеять рознь между союзниками и Россией... это очень циничная и хорошо рассчитанная кампания...»
Напомню, что в период агонии Третьего Рейха на это рассчитывали и многие нацисты, и пропаганда даже велась в соответствующем духе: мол, союзники поссорятся прежде, чем успеют добить гитлеризм. И сам Адольф в это до последнего верил, вспоминая прусскую историю восемнадцатого века.
И вот, на дворе ещё май 1945 года, а в американском управлении политической разведки вовсю «бьют тревогу».
Увы, но во многом так оно и вышло, и здесь решающим все-таки было «волевое решение» американской политики, а не хотелки битых немецких военачальников.
Ну, то есть, они бы и дальше могли в плену что-то там рассказывать... Но Холодная война подняла все эти разговоры на абсолютно иной уровень.
Хотя даже в такой ситуации американские власти могли бы хоть как-то эти рассказы «цензурировать», отбрасывая совсем уж странное. Но... нет, не стали.
И версия «проигравшего немецкого генералитета» не просто стала открыто распространяться на западе. Она во многом превратилась в своего рода «доминирующую точку зрения». На которую и поныне уже и у нас порой ссылаются как на «истину в последней инстанции».
Хотя любые мемуары — не больно-то надежный источник, о чем всегда нужно напоминать окружающим.
Правда, источник этот популярней, так как а) художественней (сухое изложение какого-либо вопроса людям не шибко заходит), б) доступнее (особенно если с открытием архивов и оцифровкой документов проблемы), в) все-таки может содержать в себе «неформальные вещи», которые в документах не всегда отражаются, включая некоторые любопытные разговоры, ситуации и т.д.
Впрочем, последнее тяжело как-то подтвердить и тут мы часто вынуждены «полагаться на честность рассказчика»... а ещё на его память.
Проблема в том, что немецкие мемуары о Второй мировой преследовали единую цель: они позволяли генералам вермахта «отмыть репутацию» и «устроить реванш прошлого»...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!