Найти тему
Private cinematography 🎬

Надо поговорить о фильме "Шан-Чи и легенда Десяти Колец" (2021) реж. Дастин Д. Крэттон

Кама Цепеш, https://t.me/private_cinematography

Альтернативный постер
Альтернативный постер

Осенью 21-го вышло множество громких премьер, которые ознаменовали воскрешение кинопроката в пост-ковидный период. В то время как "Дюна" сносила всем башню, а "Веном 2" вызывал зевоту, сольный фильм нового персонажа киновселенной (а теперь и мультивселенной) Marvel был встречен довольно прохладно. Четвёртая фаза супергеройской франшизы вызвала бурю негатива и обломала все ожидания зрителей и критиков, обвиняющий Дисней Крысиную корпорацию в ужасном отношении к сотрудникам студии, сомнительных творческих решениях, сосредоточении на прогрессивной повесточке вместо адекватного написания персонажей и так далее. Режиссёры и сценаристы, по сути, стали наемными рабочими, выполняющими волю Кепочника - "творческого" руководителя Marvel - Кевина Файги, а не полноценными художниками и творцами. Забавно, что за предоставление творческой воли Хлое Чжао, только что получившей "Оскар" за "Землю кочевников", фильм "Вечные" тоже поливали грязью (хотя лично я стою за него горой, но об этом как-нибудь в другой раз), что показало, как сильно студия, осознавая шикарное качество сценария, хочет привлечь внимание к фильму громкими именами.

И тут еще по миру ударяет ковид, из-за чего студия несёт катастрофические финансовые потери, когда ее двухсот миллионные фильмы не отбивают в прокате даже собственный бюджет (судя по их качеству, причина не только в пандемии). И тут выходит фильм про совершенно незнакомого героя - причём ориджин - в духе гонконгских боевиков и народного фэнтези, получает положительные отзывы и отбивает бюджет, да ещё и позволяет большой крысе заработать на хлеб с маслом (с учётом бюджета в 150 лимонов баксов, сборами в 432 и затратами на маркетинг выходит около 50 миллионов прибыли). Этот фильм в фанатской среде принято игнорировать, но я расскажу, почему он заслуживает внимания и почему на счёт него есть сомнения.

Та самая схватка в автобусе, которую все нахваливали
Та самая схватка в автобусе, которую все нахваливали

Фильм рассказывает о лучших друзьях Шоне (Симу Лю, которого можно было лицезреть в "Барби") и Кэти (Аквафина, которую к сожалению, можно услышать почти в любом новом мультфильме, начиная от четвертой "Кунг-Фу Панды" и заканчивая "Плохими парнями"), подрабатывающих парковщиками и проводящих вечера в караоке с приятелями. Однажды в автобусе на них нападают громилы, владеющие боевыми искусствами. Но оказывается, что Шон, чье настоящее имя - Шан-Чи, знает кунг-фу. Зрелищная схватка в автобусе заканчивается тем, что бандиты похищают амулет героя, который ему в детстве подарила мать. Шанг-Чи - сын короля криминального мира, и теперь ему приходится сразится с демонами прошлого и искать помощи у давно оставленной им сестры.

Как ни странно, при всём при том, что сюжет по классике двигается по "пути героя", постоянные смены красочных локаций и поставленные на ура боевые сцены делают просмотр довольно увлекательным. И посыл довольно ясен: нельзя отворачиваться от своих близких, какими бы они ни были, и убегать от своего прошлого, ведь рано или поздно оно настигнет тебя. Но при этом важно уметь переживать потерю и учиться двигаться дальше, а не вызывать потусторонних демонов из древнего поселения, потому что тебе что-то там приснилось. Шутки шутками, а такой подход сделал антагониста ленты - и по совместительству отца Шан-Чи - незамороченным и приятным, хотя и не запоминающимся. Будь в фильме больше сцен, как и открывающая - когда он, с копной волос, верхом на лошади в одиночку при помощи волшебных колец разматывает армию. И всё это происходит тысячу лет назад. И тут возникает проблема - один макгаффин, потом второй; злодей, потом второй; третий и четвертый комический персонажи; неработающие для истории в текущий момент камео - они всплывают только после титров. Нарратив просто перегружен деталями и структурными элементами: если разбить сценарий на биты (ключевые точки), то их выйдет гораздо больше, чем того требуется для двухчасового развлекательного боевика. При просмотре начинаешь не столько скучать или путаться, сколько... дрейфить, ведь боевые сцены нужны, чтобы разбавить многочисленные сцены экспозиции. А ведь поставлены драки великолепно, без потери внимания или напряжения, что однозначно идет в плюс. Также их вытягивает саундтрек Джоэля Уэста, который успевает списать домашку и у Джона Уика, и у фильмов Чжана Имоу, и у Циммера с Джаккино, отчего получается довольно интересный микс, который не выделяется, но и не не отвлекает от творящегося беспредела.

Но ни одна история не будет цеплять без интересных персонажей, которые могут вытянуть даже средненький сюжетик. Главный герой здесь достаточно наделен мотивацией, обаянием и атрибутами, чтобы вызывать положительные эмоции, а личная драма позволяет сопереживать, однако актерскому перфомансу Симу Лю не хватает силы, чтобы сделать образ столь же ярким, как образы большинства старичков из оригинальных Мстителей. И тут возникает главный грех фильма. Кэти в исполнении Аквафины, хоть и менее бесячая, чем остальные роль артистки, но всё же раздражает своим кривлянием. У нее нет видимой мотивации следовать за другом, она вечно орущая дамочка в беде, но в конце спасает положение сверхъестественными новообретенными способностями к стрельбе, в чем и заключалась ее единственная задача, помимо создания неловких ситуаций в общении. Да, можно поспорить, что она проходит путь от дочери китайских эмигрантов, ничего не знающей о культуре своих предков и даже не говорящей на их языке, но в конце погружается в сосредоточение культурного наследия и проникается им. На бумаге выглядит отлично. Проблема в том, что это происходит не постепенно - это самое НО является пропастью в полтора часа времени, которые потрачены не на ее развитие как персонажа, а на кривляния непонятно почему популярной артистки. Хорошо, что наравне с ней есть сестра Шанг-Чи - искусный воин и вдохновляющая личность - и ложный Мандарин из третьего "Железного человека" в милом исполнении Бена Кингсли.

Какой из этого можно сделать вывод. Фильм может, но не хочет, поэтому не дотягивает. Он может быть задорным приключением, где макгаффин из названия - Десять Колец - имеет второстепенное значение по сравнению с переживанием личных травм персонажей. Не хочет им быть, потому что слишком много на себя берет, из-за чего все приходится сглаживать поднадоевшими приемами в виде неловких шуточек, разъяснений и, возможно, монтажной резней. Не дотягивает до классики боевиков и фэнтези, на которые пытается равняться. Возможно, помимо сценарных неувязок и образующихся из них сюжетных и логических дыр, не на руку фильму сыграл кастинг главных действующих лиц. Даже Джон Джон из подпольного боевого клуба больше запоминается, чем Симу Лю. Может, все дело в невыразительной актерской игре, которой сейчас стало слишком много. Может, актеры недостаточно талантливы, чтобы играть главные роли, и им место на вторых-третьих ролях. Да, звучит грубо, но сейчас кастинг-директоров в Голливуде больше волнует соответствие кандидатов физическим и политическим параметрам, нежели способность понять ЧТО исполнять и ЗАЧЕМ исполнять. А ветераны индустрии уже просто устали выдавать сногсшибательные перфомансы и зачастую просто ленятся. Доказательство этого последовало в прокат после "Десяти Колец" в виде "Доктора Стрэнджа" Сэма Рэйми и "Тора 4" Тайки
Клоунити Вайтити. К счастью, молодую кровь, работавшую над данным фильмом, это не сильно коснулось, но и не обошло, отчего про достойный развлекательный фильм с интересными идеями и реализацией все очень быстро забыли.