С 1 сентября начался первый этап обязательной маркировки для семи новых категорий товаров. С этой даты начинается регистрация компаний в системе «Честный знак». По мнению экспертов, расширение системы маркировки станет важным шагом, направленным на снижение нелегального оборота, защиту интересов потребителей, честных участников оборота и государства.
Маркировка будет вводиться поэтапно — это снизит нагрузку на бизнес. Так, наносить её и передавать данные в систему с 1 сентября понадобится производителям велосипедов и велосипедных рам. С 1 октября — производителям растительных масел в стеклянной или полимерной упаковке; безалкогольного пива; сухих кормов для животных, ветпрепаратов, технических средств реабилитации (ТСР). А с 1 декабря обязательная маркировка распространится на консервированную продукцию с рыбой и (или) морепродуктами.
Для производителей предусмотрена программа поддержки: компенсация 50% расходов на оборудование для маркировки и программа беспроцентной рассрочки на три года.
С 1 сентября маркировка также коснётся фермерских хозяйств и кооперативов. С этой даты все фермеры должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак», маркировать свою продукцию и передавать сведения о вводе и выводе товаров из оборота в систему «Честный знак».
«Для фермеров маркировка может стать дополнительным способом подтвердить безопасность своей продукции и привлечь внимание покупателей. Кроме того, это возможность выйти на новые рынки сбыта, в частности в крупные торговые сети. Многие из них уже работают с маркированными молочными товарами, поэтому введение маркировки для фермерской молочной продукции создаст равные конкурентные условия для всех участников», — подчеркнула сопредседатель комитета по цифровым инициативам Ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова.
При этом, как утверждается, сама маркировка не должна повлиять на повышение стоимости фермерских продуктов. Это следует из опыта внедрения системы в других категориях товаров, результатов профильных исследований и заявлений самих компаний. К примеру, когда ввели маркировку молочной продукции в 2021 году, она, наоборот, замедлила динамику роста цен. К такому выводу пришли эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Елена ВОЛОДИНА.
После введения маркировки количество просроченных лекарств сократилось в три раза; фальсификат молочной продукции уменьшился с 30 до 0,2%. Экономический эффект для государства и бизнеса превысил 1,1 трлн рублей.
«Честный знак» — это национальная система цифровой маркировки, уникальная метка, которая содержит информацию, необходимую для однозначной идентификации товарной единицы, а также для прослеживания пути следования товара от производителя к конечному покупателю.
Маркировать продукцию должны компании и ИП, которые занимаются производством, импортом, оптовой и розничной торговлей товарами из перечня, утверждённого правительством.