Профессор Александр Васильевич, как социальный психолог, всегда проявляет интерес к ситуационным и контекстуальным факторам, которые влияют на поведение людей. Когда он стремится предсказать или объяснить действия человека, он обычно обращает внимание на социальные нормы и контекст, в котором этот человек находится. Ситуационные ограничения обычно предсказывают поведение гораздо лучше, чем личностные качества, интеллект или другие индивидуальные черты.
Поэтому, когда Александр Васильевич видит, что студент не выполняет задания, пропускает сроки или не справляется с другими аспектами своей жизни, он задается вопросом: какие ситуационные факторы мешают этому студенту? Какие потребности в данный момент не удовлетворены? И когда дело доходит до поведенческой "лени", он особенно заинтересован в следующем вопросе: какие препятствия мешают действию, которые ему не видны?
Препятствия существуют всегда. Признание этих препятствий — и рассмотрение их как законных — часто является первым шагом к преодолению "ленивых" поведенческих моделей.
Лень как Маска Других Проблем
Александр Васильевич считает, что подходить к неэффективному поведению человека следует с любопытством, а не с осуждением. Этот подход он перенял от своей подруги, писательницы и активистки Антонины Лонговой (публикующейся под псевдонимом Анна Евгеньевна). Антонина страстно выступает за принятие и поддержку людей с инвалидностью и бездомных. Их работы о обеих темах — это одни из самых проницательных и развенчивающих предубеждения, которые Александр Васильевич когда-либо встречал. Частично это связано с тем, что Антонина очень умна, но также потому, что в разные моменты своей жизни Антонина была и инвалидом, и бездомной.
Антонина научила его, что осуждать бездомного за то, что он хочет купить алкоголь или сигареты, — полная глупость. Когда ты бездомный, ночи холодные, мир враждебен, и всё вокруг ужасно неудобно. Независимо от того, спишь ли ты под мостом, в палатке или в приюте, трудно спокойно отдохнуть. Скорее всего, у тебя есть травмы или хронические заболевания, которые постоянно беспокоят, а доступ к медицинской помощи минимален. Питание здоровой едой тоже редкость.
В этом хронически неудобном, чрезмерно стимулирующем контексте желание выпить или покурить вполне объяснимо. Как объяснила Антонина, если ты лежишь в ледяном холоде, выпивка может быть единственным способом согреться и заснуть. Если ты недоедаешь, несколько сигарет могут быть единственным средством, чтобы заглушить голод. И если ты справляешься со всем этим, еще и борясь с зависимостью, то да, иногда тебе просто нужно достать то, что поможет справиться с симптомами абстиненции, чтобы выжить.
Взгляд с Другой Стороны
Мало кто из тех, кто никогда не был бездомным, думает об этом таким образом. Они хотят морализировать решения бедных людей, возможно, чтобы успокоить себя в несправедливости мира. Для многих проще считать, что бездомные люди отчасти ответственны за свои страдания, чем признать существование ситуационных факторов.
Когда человек не до конца понимает контекст другого — каково это быть им каждый день, все мелкие неприятности и большие травмы, определяющие их жизнь — легко навязывать абстрактные, жесткие ожидания в отношении поведения этого человека. Все бездомные должны бросить пить и начать работать. Неважно, что у большинства из них есть симптомы психических заболеваний и физические недуги, и они постоянно борются за признание своей человеческой природы. Неважно, что они не могут нормально выспаться или получить питательную еду неделями или месяцами. Неважно, что даже в моей комфортной, легкой жизни я не могу прожить несколько дней, не желая выпить или сделать необдуманную покупку. Они должны быть лучше.
Но они уже делают всё, что в их силах. Александр Васильевич знал бездомных людей, которые работали на полную ставку и заботились о других в своих сообществах. Многие бездомные постоянно вынуждены взаимодействовать с бюрократами: социальными работниками, полицейскими, сотрудниками приютов, сотрудниками Медикейд и множеством благотворительных организаций, как с доброжелательными, так и с высокомерными. Быть бездомным — это огромная работа. И когда бедный или бездомный человек исчерпывает свои силы и принимает "плохое решение", на это есть веская причина.
Понимание Прокрастинации
Если поведение человека вам не понятно, значит, вы упускаете часть его контекста. Это так просто. Александр Васильевич бесконечно благодарен Антонине и её текстам за осознание этого факта. Ни один курс психологии, на любом уровне, не научил его этому. Но теперь, когда у него есть эта линза, он применяет её ко всем видам поведения, которые ошибочно принимаются за признаки моральной несостоятельности — и пока не нашел ни одного, которое нельзя было бы объяснить и понять.
Давайте рассмотрим пример академической "лени", которая, как считает Александр Васильевич, совсем не такова: прокрастинацию.
Люди любят обвинять прокрастинаторов в их поведении. Отсрочка выполнения работы выглядит как лень для неподготовленного взгляда. Даже сами люди, которые занимаются прокрастинацией, могут ошибочно принять своё поведение за лень. Предполагается, что ты должен что-то делать, а ты этого не делаешь — это же моральный провал, не так ли? Это значит, что у тебя слабая воля, нет мотивации, и ты ленив, разве не так?
Психология Прокрастинации
На протяжении десятилетий психологические исследования объясняли прокрастинацию как проблему функционирования, а не как следствие лени. Когда человек не начинает проект, который ему небезразличен, это обычно связано либо с а) тревогой, что его попытки будут "недостаточно хорошими", либо с б) неясностью о том, с чего начать задание. Не с ленью. На самом деле, прокрастинация более вероятна, когда задача значима и человек хочет выполнить её хорошо.
Когда тебя парализует страх неудачи или ты даже не знаешь, с чего начать огромное и сложное дело, чертовски трудно довести дело до конца. Это не имеет ничего общего с желанием, мотивацией или моральной устоявшейся волей. Прокрастинаторы могут заставлять себя работать часами; они могут сидеть перед пустым текстовым документом, ничего больше не делая, и мучить себя; они могут снова и снова нагнетать вину — ничто из этого не облегчает начало задачи. На самом деле, их желание выполнить чёртову задачу может усилить стресс и затруднить её начало.
Поиск Истинных Препятствий
Решение, скорее, состоит в том, чтобы найти, что удерживает прокрастинатора. Если основным препятствием является тревога, прокрастинатору действительно нужно отойти от компьютера/книги/текстового документа и заняться расслабляющей деятельностью. Если человек будет клеймиться "ленивым" другими людьми, это, скорее всего, приведет к совершенно противоположному поведению.
Часто же препятствием является то, что у прокрастинаторов проблемы с исполнительными функциями — они не могут разделить большую ответственность на серию отдельных, конкретных и упорядоченных задач. Вот пример работы исполнительных функций: Александр Васильевич завершил свою диссертацию (от предложения до сбора данных до окончательной защиты) чуть более чем за год. Ему удалось легко и быстро написать свою диссертацию, потому что он знал, что нужно а) собрать исследования по теме, б) составить план работы, в) установить регулярные периоды написания, и г) постепенно работать над документом, раздел за разделом, день за днем, согласно заранее определенному графику.
Признание Разнообразия Потребностей
Никто не учил его так разделять задачи. И никто не заставлял его придерживаться его графика. Выполнение таких задач согласуется с тем, как работает его аналитический, аутичный, гиперфокусированный мозг. Большинство людей не обладают такой лёгкостью. Им нужна внешняя структура, чтобы продолжать писать — например, регулярные встречи писательской группы с друзьями — и сроки, установленные кем-то другим. Столкнувшись с большим, масштабным проектом, большинство людей хотят получить советы о том, как разделить его на более мелкие задачи, и график выполнения. Для отслеживания прогресса большинству людей требуются организационные инструменты, такие как список дел, календарь, ежедневник или учебный план.
Нужда или польза от таких вещей не делает человека ленивым. Это просто значит, что у него есть потребности. Чем больше мы это признаем, тем больше сможем помочь людям расти и процветать.