Найти тему
Внук Эзопа

Тайные механизмы манипуляции: как групповая психология делает нас управляемыми по Бернейсу

Начиная с конца XIX века, ряд мыслителей, в первую очередь Зигмунд Фрейд и Гюстав Лебон, пытались понять, почему люди участвуют в групповой идентификации и как групповая идентификация влияет на сознание и поведение человека.

Как отметил Бернейс, выводы, полученные в результате этих исследований, привлекли внимание тех, кто находится у власти и хочет расширить свой контроль над обществом.

Эти люди увидели потенциал в использовании теоретических идей групповой психологии и преобразовании их в практические методы, которые можно было бы использовать для манипулирования массами вне поля зрения общественности. Эта задача легла в основу работы Бернейса в области связей с общественностью.

В своей книге «Пропаганда» Бернейс объясняет: «Систематическое изучение массовой психологии выявило… потенциальные возможности невидимого управления обществом путём манипулирования мотивами, которые движут человеком в группе… [эти исследования] установили, что группа обладает ментальными характеристиками, отличными от индивидуальных, и мотивируется импульсами и эмоциями, которые нельзя объяснить на основе того, что мы знаем об индивидуальной психологии. Итак, естественно возник вопрос: если мы понимаем механизм и мотивы группового разума, разве невозможно контролировать массы и распределять их по своему усмотрению так, чтобы они об этом не знали?»
Группа или толпа могут оказывать влияние на индивида, даже когда он физически изолирован
Группа или толпа могут оказывать влияние на индивида, даже когда он физически изолирован

Огромный потенциал использования идей групповой психологии для управления массами частично обусловлен тем фактом, что группа или толпа могут оказывать влияние на индивида, даже когда он физически изолирован. Как указал Бернейс в своей книге «Формирование общественного мнения», толпа — это не просто физическое скопление нескольких человек, это скорее состояние ума.

Пока человек занимается групповой идентификацией, его сознание и поведение будут меняться под устойчивым влиянием групповой психологии, даже когда другие члены группы физически не присутствуют.

Чтобы понять, как склонность людей к групповой идентификации делает массы управляемыми, мы должны обратиться к одной из идей Фрейда, которая сильно повлияла на методы манипулирования, разработанные Бернейсом. В своей книге «Пропаганда», опубликованной в 1928 году, Бернейс объяснил:

«Психологи школы Фрейда указали на то, что многие мысли и действия человека являются компенсаторными заменителями желаний, которые он был вынужден подавлять. Вещь может быть желанной не из-за её внутренней ценности или полезности, а потому, что человек подсознательно стал видеть в ней символ чего-то другого, желания, в котором ему стыдно признаться самому себе. Мужчина, покупающий машину, может думать, что она нужна ему для передвижения. Возможно, он действительно хочет её, потому что это символ социального положения, свидетельство его успеха в бизнесе или средство доставить удовольствие своей жене».

Фрейд предположил, что часто происходит разрыв между сознательными мыслями человека и чувствами и желаниями, которые не соответствуют его представлению о себе и которые поэтому подавляются. Этот факт, по признанию Бернейса, делает людей манипулируемыми.

Людьми в значительной степени движут мотивы, которые они скрывают от самих себя
Людьми в значительной степени движут мотивы, которые они скрывают от самих себя

Из этого следует, что если можно разработать пропаганду или психологические операции, которые обходят сознательные и рациональные способности личности, нацеливаясь вместо этого на подавленные эмоции и скрытые желания, то можно побудить людей принять убеждения и модели поведения, не осознавая лежащих в их основе мотиваций, ведущих их к этому.

Как объяснил Бернейс: «…людьми в значительной степени движут мотивы, которые они скрывают от самих себя… Очевидно, что успешный пропагандист должен понимать истинные мотивы и не довольствоваться принятием причин, которые люди приводят для того, что они делают».

Для человека возможно, хотя часто и трудно, осознать глубинные мотивы, движущие его убеждениями и действиями, посредством честного и критического самоанализа.

Однако, как только человек поддаётся влиянию групповой идентификации, такой критический самоанализ становится практически невозможным. «Группа необычайно доверчива и открыта влиянию, — писал Фрейд, — у неё нет критической способности».

✅ Отождествляя себя с группой, индивид подчиняет самоанализ и проницательный поиск истины поддержанию групповых интересов и сплочённости. Поскольку их критические способности ослаблены влиянием групповой психологии, они становятся очень восприимчивыми к психологическим операциям, направленным на подавленные или бессознательные желания и эмоции.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа