Найти в Дзене
НЭБ.Дети

Как комсомольцы БАМ строили. История в диафильмах.

Наша цель - передать атмосферу великой идеи, великой стройки, на которую работала вся великая страна. А в создании такой атмосферы советские писатели и журналисты были большие мастера. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой на XVII създе комсомола 23 апреля 1974 года. БАМ — гудит по тайге.
БАМ — уходят в мерзлоту сваи,
БАМ — звенят топоры.
БАМ — грохочут мирные взрывы. В. Ларин, БАМ - начало пути. (Мурзилка, 1974, №10, рис. Н. Устинова) Быстрее всех на это событие отреагировала газета "Пионерская правда", в скором времени подтянулись журналы "Мурзилка", "Костер", "Пионер". БАМ загудел не только по тайге, но и по стране в целом. БАМ на виду у всей страны, и вся страна приходит ему на помощь. Мощная техника БАМа — откуда она? Тракторы и бульдозеры из Челябинска, тракторы-трелёвщики, они таскают сваленные деревья, из Алтайска, автомобили из Минска и Москвы, кирпич из Тайшета, походная хлебопекарня из Бийска, экскаваторы из Воронежа, перед

Наша цель - передать атмосферу великой идеи, великой стройки, на которую работала вся великая страна. А в создании такой атмосферы советские писатели и журналисты были большие мастера.

Там, где строится БАМ / автор А. Дихтярь; фото А. Лехмуса ; Москва : Диафильм, 1976
Там, где строится БАМ / автор А. Дихтярь; фото А. Лехмуса ; Москва : Диафильм, 1976

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой на XVII създе комсомола 23 апреля 1974 года.

БАМ — гудит по тайге.
БАМ — уходят в мерзлоту сваи,
БАМ — звенят топоры.
БАМ — грохочут мирные взрывы.

В. Ларин, БАМ - начало пути. (Мурзилка, 1974, №10, рис. Н. Устинова)

Быстрее всех на это событие отреагировала газета "Пионерская правда", в скором времени подтянулись журналы "Мурзилка", "Костер", "Пионер". БАМ загудел не только по тайге, но и по стране в целом.

БАМ на виду у всей страны, и вся страна приходит ему на помощь. Мощная техника БАМа — откуда она? Тракторы и бульдозеры из Челябинска, тракторы-трелёвщики, они таскают сваленные деревья, из Алтайска, автомобили из Минска и Москвы, кирпич из Тайшета, походная хлебопекарня из Бийска, экскаваторы из Воронежа, передвижная электростанция из Брянска... И так можно перечислить едва ли не все города Союза.

В. Ларин, БАМ - начало пути. (Мурзилка, 1974, №10, рис. Н. Устинова)

БАМ даже в детских стихах начал встречаться.

Эх, поехать бы
На БАМ,
Без сестёр,
Без пап и мам!

А. Барто, Эх, если бы! (Мурзилка. 1975. № 11, рис. А. Каневского)

Но самым ценным источником документальных кадров для нас служат диафильмы. Целиком построенные на фотографиях, диафильмы показывают как ключевые, в буквальном смысле, моменты строительства, так и картины трудовых будней, и даже жанровые сценки.

Когда в апреле 1974 года первый эшелон строителей БАМа прибыл в Тайшет, комсомольцам Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ вручили символический ключ. Ключ, разрезанный пополам. Эта половина осталась у строителей западного участка БАМа. Точно такую же их товарищи увезли на восток. Когда закончится строительство обоих участков магистрали, соединятся половины символического ключа и его вместе с рапортом вручат Государственной комиссии.

Автором двух диафильмов, выпущенных студией в 1976 году, стал советский журналист Адольф Борисович Дихтярь (1933 - 2008). Его специализацией была тема трудового подвига и с рассказом о строительстве БАМа он справился на "отлично". Удивительно, но кадры в этих диафильмах не пересекаются.

Первый, "БАМ - трасса мужества" (автор А. Дихтярь; съемки А. Федорова ; Москва : Диафильм, 1976), получился более романтическим, а второй, "Там, где строится БАМ" (автор А. Дихтярь; фото А. Лехмуса ; Москва : Диафильм, 1976), более информационно наполненным и познавательным.

Становится понятно, почему и зачем БАМ и его ответвления строились именно там. Ведь БАМ задумывался как ось, проходящая в глубине страны, подальше от границы с Китаем, на которую должны были быть нанизаны крупные предприятия, заводы и комбинаты по добыче и переработке полезных ископаемых - меди, олова, ртути, молибдена, вольфрама, железной руды, коксующихся углей, древесины и других природных богатств, новых и ранее разведанных, но недоступных для разработки.

Самым подробным, с широким историческим охватом, стал диафильм 1985 года "БАМ в строю" (автор Н. Кудряшов; художник-оформитель И. Булатова ; Москва : Диафильм, 1985). На тот момент БАМ был запущен в эксплуатацию на всем протяжении - сквозное движение открылось 28 октября 1984 года, хотя работы все еще продолжались. Например, окончательная сдача самого длинного и сложного Северо-Муйского тоннеля состоялась только в 2003 году.

Зона ближайшего влияния магистрали составляет почти 1,5 миллиона квадратных километров.
Зона ближайшего влияния магистрали составляет почти 1,5 миллиона квадратных километров.
Зона ближайшего влияния магистрали составляет почти 1,5 миллиона квадратных километров (более 5 процентов территории страны). Основной путь развития зоны БАМа — формирование двух промышленных узлов и пяти крупных территориально-производственных комплексов (ТПК).

БАМ в строю / автор Н. Кудряшов; художник-оформитель И. Булатова ; Москва : Диафильм, 1985

БАМ был крупнейшим, но далеко не единственным объектом ударного комсомольского строительства. Понять широту охвата поможет диафильм "Шефство Ленинского комсомола над сооружением важнейших народнохозяйственных объектов. Основы экономических знаний" (автор А. Дейнека; консультант В. Меркушин ; Москва : Диафильм, 1983)

Письма с БАМа / З. Александрова; худож. Б. Гуревич ; Москва : Диафильм, 1980
Письма с БАМа / З. Александрова; худож. Б. Гуревич ; Москва : Диафильм, 1980

Если вы устали от документальных черно-белых снимков, то посмотрите диафильм "Письма с БАМа" по стихам Зинаиды Александровой с рисунками Бориса Гуревича - вот тут настоящая романтика, глаз отдыхает. Тайга, лоси и медведи, байкальская нерпа, грибы и ягоды, романтика трудовых будней, энтузиазм, преодоление себя и природы в легких стихах для детей.

Дорога века жива и даже есть планы по ее модернизации и расширению. Да здравствует БАМ!

Илья Гавришин, зам. директора РГДБ по информатизации и фондам