"При чем тут бани, и как они связаны с фильмом?" - спросите Вы. А вот как.
Оглянувшись на ушедшее лето, вспомнила своё путешествие по Грузии. А именно - серные бани, которые мне не удалось посетить ввиду ограниченного времени пребывания в Тифлисе. Помимо исторической, архитектурной и культурной ценности, которую представляют из себя бани, они знамениты ещё тем, что их посетил Александр Сергеевич Пушкин во время своего путешествия в Турцию через Кавказ. Свои впечатления об этом путешествии поэт описал в путевом очерке "Путешествие в Арзрум".
Оказывается эти бани произвели на Александра Сергеевича неизгладимое впечатление.
Пока банщик - старый персиянин вёл Пушкина к месту омовения, удивлённый поэт увидел множество переодевающихся женщин разных возрастов, которые, ничуть не смущаясь поэта, продолжали переодеваться, смеяться, вести разговоры. Никто из них даже и не думал прикрыться чадрой. Многие из женщин были действительно прекрасны. Вот отрывок разговора банщика и Александра Сергеевича:
«Пойдем, пойдем, — сказал мне хозяин, — сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда». — «Конечно не беда, — отвечал я ему, — НАПРОТИВ».🙂
Увиденное поразило поэта, и кто знает, не именно ли эти бани стали источником вдохновения при создании его последующих творений?
Ни в коем случае не претендую на знатока творчества Александра Сергеевича Пушкина, но в связи с "банями" вспомнилась его более ранняя поэма и одноимённый фильм-сказка "Руслан и Людмила" режиссёра Александра Птушко. Фильм вышел на экраны в 1972 году, поэтому многие, я думаю, помнят его. Я смотрела этот фильм в детстве, и он произвёл на меня огромное впечатление.
Особенно запомнился момент похищения Людмилы. Было очень страшно и ужасно интересно. "Гром грянул, свет блеснул в тумане". Какая-то неведомая таинственная сила как смерч ворвалась сквозь окно терема в спальню супругов, и похитила красавицу Людмилу во время первой брачной ночи.
Неведомая сила, как оказалось в последствии, была "волшебником страшным Черномором". Жених ничего не смог сделать. Невеста исчезла. "Похищена безвестной силой". А далее три отвергнутых витязя по просьбе её разгневанного отца ринулись спасать Людмилу.
Как же я воспринимаю момент похищения невесты по прошествии времени? Оказывается совсем по-другому.
В любом случае он остается кульминационным моментом фильма, только уже в другом контексте. Вокруг этого момента и закручен весь сюжет и поэмы, и фильма.
... Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали... Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане...
"Красавиц давний похититель" Черномор украл Людмилу у Руслана во время первой брачной ночи. Трудно даже себе представить, что чувствовал "горестный жених" в этот момент:
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... о друзья,
Конечно лучше б умер я!
Состоялась ли эта первая брачная ночь? Большой вопрос. Скорее всего нет, иначе разгневанный отец Людмилы не пообещал бы её в жены тому, кто найдёт и освободит её.
Через весь фильм (и через всю поэму) мы следуем за Русланом, ведомым помимо возвышенных чувств естественными желаниями молодого человека. А на протяжении всего фильма нас сопровождают вздымающиеся вектора - в виде копий, мечей, гор, всадников. Определённые ассоциативные образы, согласитесь.
Посмотрев этот фильм в зрелом возрасте, у любого зрителя, как и у меня могут возникнуть совершенно иные ассоциации нежели при просмотре в детстве.
А Вы как думаете?
Другие материалы канала: