Друзья, вы когда-нибудь задумывались, сколько стоит ваш труд как собственника бизнеса? Или, как и многие предприниматели, живете на одном энтузиазме, вкладывая не только душу, но и все деньги в развитие компании?
Мне, как финансовому директору доводилось видеть, как предприниматели попадают в ловушку "бесплатного труда". Это путь к выгоранию. А иной раз путают свои карманы с “карманами” бизнеса. Это приводит к хаосу в учете и затрудняет финансовое планирование. Подпишитесь на меня в Telegram [Галина Виноградова] и сохраните ссылку на консультацию с финдиром. Я знаю всё о том, как спасти бизнес, масштабировать его и сделать более прибыльным
Итак, жить на минималках, ждать больших успехов и накапливать выгорание? Или забрать все свободные деньги, оставляя бизнес без ресурсов для роста? В этой статье мы разберём, как предпринимателю правильно определить свою зарплату и не загнать бизнес в угол.
Типичные ошибки
Все в бизнес! Предприниматель пашет как проклятый, экономит на себе, питается Дошираком, а все деньги вкладывает в развитие компании. Итог – выгорание и отсутствие энергии на развитие.
Процент с выручки. Бизнесмен устанавливает себе процент от прибыли и думает, что это справедливо. На первый взгляд так и есть. Но что делать, если прибыли нет? Снова затягивать пояс? Такой подход делает личные финансы непредсказуемыми и зависимыми от успеха бизнеса.
Забрать все сливки. Собственник выводит из бизнеса максимум средств, а на развитие не остается ничего. Результат: бизнес топчется на месте и становится уязвимым в момент кризиса. Чтобы дело жило, приходится доставать из кармана собственные деньги или, что ещё хуже, кредитоваться.
Как платить себе?
Фиксированная зарплата
Это самый простой и логичный вариант. Определите для себя фиксированную сумму, которую будете получать ежемесячно, независимо от финансовых результатов компании. Это поможет стабилизировать личные финансы и упростить планирование бюджета. Тут есть нюансы. Если у вас молодой бизнес, операционка в большей своей массе может лежать на ваших плечах. Если вы и управленец, и маркетолог, и бухгалтер, и… уборщик, назначьте себе зарплату за каждую позицию. Такой подход поможет не обесценивать ваш труд и упростит переход к найму сотрудников.
Пример:
Если вы хороший маркетолог и оцениваете свою работу в 50 000 рублей, значит, сможете нанять специалиста примерно за такие деньги. А если вы плохой бухгалтер, будьте готовы оценить труд наёмного специалиста выше, чем собственный. Вы всё равно останетесь в плюсе, ведь теперь в команде будет профессионал. А сами сможете сосредоточиться на других задачах.
Гибкий процент с прибыли
Если вы хотите мотивировать себя на рост, можно установить процент от чистой прибыли. Но важно установить лимиты или снижать процент по мере роста бизнеса, чтобы обеспечить реинвестирование в развитие.
Пример:
Если прибыль компании не очень большая, скажем, 1 миллион рублей, вы можете выделить себе 10%. Но если компания окрепла и прибыль выросла до 2 миллионов, то этот процент лучше снизить хотя бы до 8%. В выигрыше останетесь и вы, и ваш бизнес.
- Ваша ЗП - 160 тыс. (при 2 млн. прибыли) против 100 тыс. (при 1 млн. прибыли)
- Сумма на развитие - 1 млн 840 тыс. (от выросшей прибыли) против 900 тыс. (от 1 млн.)
Комбинированная модель
При этом подходе объединяется фиксированная часть зарплаты (оклад) с процентом от прибыли. В таком случае значение ЗП будет немного плавать, но это дополнительная мотивация к росту. В то же время есть уверенность, что у вас всегда будет сумма не ниже фиксированной.
Дивиденды
Если ваш бизнес - акционерное общество, вы можете получать дивиденды как акционер. Это дополнительный источник дохода, который не зависит от вашей операционной деятельности. Но важно понимать, что размер и частота выплаты зависят от финансовых результатов компании и решений акционеров.
Важно создать резервный фонд
Многие предприниматели обходят этот пункт стороной. Особенно на старте, когда бюджет ограничен и хочется вложить максимум средств в развитие. Если все идет по плану, может показаться, что вы буквально схватили удачу за хвост. Однако важно помнить, что даже самый успешный и динамичный бизнес не способен контролировать внешние обстоятельства или возникновение форс-мажора. Грамотный управленец делает ставку и на развитие, и на повышение устойчивости бизнеса. И тогда в сложные моменты на вопрос “как платить себе?” возникает простой ответ - из резерва.
Вывод: платить себе - это не только про деньги
Прозвучит парадоксально, но платить себе хорошую зарплату - это необходимость для здорового и успешного бизнеса. Ведь это про вашу мотивацию, энергию и способность принимать взвешенные решения.
Найдите баланс между личными финансовыми потребностями и инвестициями в развитие компании. Создайте резервный фонд, планируйте денежные потоки, управляйте своими эмоциями и не забывайте про отдых.
Ах, да. И не стесняйтесь обращаться за помощью к финансовым экспертам, если нужны совет или поддержка!
Кстати, как вы определяете свою зарплату? Считаете ли вы её справедливой?