Дом Аллаха в советские годы был меховым складом, а в 2022-м пошел трещинами. Что сейчас?
«Когда человек рождается — это малое рождение, а когда его нарекают именем — большое. Потому водружение или установка полумесяца на минарет — это репетиция открытия мечети», — такой символизм сегодня находили на торжественной церемонии в Ново-Татарской слободе Казани. На перекрестке улиц Меховщиков и Кызыл Татарстан близится к финалу реконструкция первой каменной мечети города. Изначально ее планировали открыть уже в середине сентября, но немного не уложились по срокам. Теперь задача — успеть к октябрьскому саммиту БРИКС. О том, кто стал главным инвестором, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня полумесяц, а полноценное открытие — к БРИКС
Открытие мечети поначалу планировали на праздник Маулид — день рождения пророка Мухаммада, который отмечается в этом году в ночь с 14 на 15 сентября. По некоторым данным, ожидалось участие руководства республики. Но сдать объект к памятной дате все же не успели и нашли другое решение.
Сегодня первый день месяца Раби аль-аввал, в котором и празднуют появление на свет посланника Аллаха. И к этому дню приурочили церемонию воздвижения полумесяца на минарет мечети. Имам-хатыб Ак мәчет (Белой мечети) Фарид Салман (Хайдаров) из-за немного сдвинутых сроков не переживал и даже видел в этом некий символизм. К слову, сам Салман также является директором центра исследований священного Корана и пречистой сунны и известен как автор первого в России перевода смыслов Корана на татарский язык. «Наступление месяца, в котором он (пророк Мухаммад — прим. ред.) родился, мы отмечаем сегодня. Мечеть была создана самой первой, а среди пророков он оказался самым последним», — заметил имам-хатыб.
По свидетельству мусульманского богослова и просветителя Шигабутдина Марджани, первой на этом месте — пересечении улиц Кызыл Татарстан и Меховщиков — в 1741 году была возведена деревянная мечеть. «На самом деле одна из самых первых мечетей постказанской эпохи. Это мечеть Ишкая-муллы, — рассказал Фарид хазрат. — Затем на этом месте каменная мечеть была возведена в 1801 году торговцем, купцом, благодетелем Габдрахимом бин Валидом бин Мусалимом бин Мамяшем аль-Урнашбаши, больше известным в народе как Ракый-бай. Поэтому символично, что эта мечеть оказалась в постказанскую эпоху первой деревянной мечетью и последней исторической мечетью, которая открывается в нашу новую эпоху».
В том, что сначала проходит церемония установки полумесяца, а после окончания всех работ будет еще одно торжество, имам-хатыб тоже, как оказалось, нашел свой глубокий смысл.
«Водружение полумесяца, а вернее, возвращение его на минарет — это только начало того шага, который предстоит сделать. Это сравнимо с человеком. Когда он умирает — это малый киямат (в исламской эсхатологии день божьего суда, когда все люди получат воздаяние за свои дела, — прим. ред.), а затем будет еще большой киямат. Когда человек рождается — это малое рождение, а когда его нарекают именем — большое. Потому водружение или установка полумесяца на минарет — это репетиция открытия мечети», — указал Салман.
Когда же мечеть откроется полностью, ни имам-хатыб, ни строители сказать не решились. Планируется, что работы завершатся в конце сентября – начале октября. Но есть задача завершить работы к октябрьскому саммиту лидеров стран БРИКС 22–24 октября. Как рассказали сегодня на мероприятии, не исключено, что мечеть решат показать многочисленным иностранным гостям. А что было изначально?
История мечети
Белая мечеть (другие названия Ак мәчет, Урта-таш, Одиннадцатая соборная, Новослободская, Большая каменная) была построена в камне в 1801–1805 годах. Средства на строительство, как уже было сказано, выделил купец Габдрахим бин Валид бин Мусалим бин Мамяш аль-Урнашбаши, известный под прозвищем «Ракый бай». Расположена на пересечении улиц Меховщиков и Кзыл Татарстан так, что прямоугольный в плане михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) выходит на тротуар. Согласно определению правительствующего сената от 08.08.1750 года, территория современной Ново-татарской слободы была заселена татарами-магометанами под строение более ста дворов и одной мечети (именовалась мечетью «Ишкай муллы»).
Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом в центре крыши. Двухэтажная кирпичная мечеть была зонирована на верхний культовый и нижний складской этажи. На втором этаже прежде располагались вестибюль с лестницей, большой и малый молельные залы. Позднее с западной стороны мечети пристроили двухэтажный объем лестничной клетки. Малый зал расширили на величину прежнего вестибюля, в итоге он сравнялся по площади с основным молельным залом. В толще стены между залами была устроена узкая лестница на минарет. Фасады основного объема были решены в четких формах строгого классицизма.
Как отмечают в госкомитете РТ по охране культурного наследия, в исламе под мечетью понимается место совершения коллективных намазов. И термин «мечеть» обозначает не столько здание, сколько соответствует определению «место/территория». «Поэтому правомочно утверждение, что, согласно письменным источникам, „Урта-таш“ можно обозначить как старейшую из сохранившихся мечетей („мест совершения молитв“) в черте города Казани. В частности, деревянная мечеть указывается в „Плане вновь построенной Татарской (новой) слободы с мечетью“, составленным инженером-поручиком Казанского гарнизона Зверевым и кондуктором Веригиным от 18.11.1751 г., и полностью совпадает с месторасположением современной каменной мечети Урта-таш (№ 11)», — указали в комитете.
Белая мечеть Фото: Надежда Мещерякова
Постановлением ЦИК ТАССР (высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти республики в период между съездами Советов Татарской АССР в 1920–1938 гг.) от 11 апреля 1929 года мечеть закрыли и в дальнейшем использовали не по назначению, сначала как татарскую школу, а позже в качестве мехового цеха.
В 1930-е годы был разобран минарет мечети, сделаны перепланировка здания и пристрои к восточному и южному фасадам. Долгое время здание мечети находилось на территории мехового объединения «Мелита». Спустя 30 лет, постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (прил. 1) здание мечети взяли под государственную охрану как памятник архитектуры. В 1998 году был поднят вопрос о возвращении здания бывшей мечети мусульман. В 2004 году здание было возвращено верующим, а в 2008–2012 году прошли частичные ремонтно-реставрационные работы. Далее в течение нескольких лет объект находился в законсервированном состоянии.
В апреле 2022 года комитет по охране культурного наследия обнаружил трещины в кладке и свалку строительного мусора на территории. Как оказалось, при строительстве Большого казанского кольца дорожные рабочие частично демонтировали бетонное ограждение по периметру мечети, переместили блоки и приставили их к стенам здания. Это увеличило силовую нагрузку на объект, который и так находился в аварийном состоянии. В результате комитет направил обращение в правоохранительные органы. В итоге подрядчик работ восстановил бетонный забор и убрал мусор.
В 2023 году начался капитальный ремонт.
На реставрацию ушло около 330 млн рублей, Гущин ждет «образцовый» объект
За полчаса до начала церемонии на место подъехал лидер республиканской уммы Камиль Самигуллин. Полумесяц для татар имеет сакральное значение, заметил муфтий Татарстана и подчеркнул, что в эпоху воинствующего атеизма народ сложил множество мунаджатов (религиозных песнопений), в которых оплакивается, как безбожники уничтожают минареты. Из уст в уста передается незавидная судьба тех людей, которые сносили полумесяцы, как правило они получали возмездие уже в этом мире.
По словам Камиля хазрата, отрадно, что сейчас ставится точка в реставрировании исторических мечетей Казани. «Была еще Казаковская мечеть к на улице Татарстана, которая в 1975 году была разрушена, но из оставшихся Белая мечеть, она последняя сейчас. Последняя мечеть, которая восстанавливается. Понятно, что есть еще мечети, которые нуждаются в ремонте. Это Закабанная мечеть, „Иске Таш“ — они в процессе. Но в любом случае они действующие, люди приходят», — отметил собеседник газеты.
С «Ак мәчет» на улице Кызыл Татарстан история другая, она фактически закрыта для верующих. «Ее судьбой интересовались многие. Она немножко как будто и на отшибе была, но сейчас мы видим, что район вокруг преображается, строятся новые дома. И слава Всевышнему, что теперь она откроет свои двери для всех», — поделился Самигуллин.
Реставрация — это сложная работа, построить новое здание, разумеется, легче, указал на церемонии гендиректор строительной компании «ОСК» Евгений Крючков. «С течением времени происходит разрушение, эрозия, и вот сплошные складки надо восстановить. Несущие способные складки надо восстановить. Эти работы как раз-таки являются самыми затратными, — отметил спикер. Он сообщил, что капремонт был весьма затратным и приоткрыл общую сумму расходов: «В общем объеме где-то порядка 330 миллионов».
Финансирование, кстати, частное, а главным инвестором стал генеральный директор «Татэнергосбыта» и депутат Госсовета РТ пятого и шестого созывов Рифнур Сулейманов. Общаться с прессой он сегодня не стал и пообещал дать комментарий позже, на открытии.
Но зато пообщался с «БИЗНЕС Online» председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. «Любой объект культурного наследия, особенно такой старинный, который построен до революции, имеет свои сложности. Неважно, это мечеть либо это какое-то административное здание. Всегда есть сложности, связанные с конструктивными особенностями, с фундаментами, с глубиной заложения. Раньше все-таки технологии строительные были немного другие», — заметил спикер.
Грунтовые воды в Казани залегают достаточно высоко, и как правило, объекты культурного наследия от этого страдают, отметил спикер. По словам Гущина, архитекторы и реставраторы на сегодняшний день «сделали свое дело»: внешний архитектурный облик и внутреннее убранство «соответствуют сегодня всем историческим аспектам».
«Конечно, есть и второй момент. Необходимо было соблюсти все мусульманские каноны, и в том числе приспособить территорию. Она здесь очень стесненная. Мы демонтировали старый пристрой, что дало возможность сделать хорошую открытую дворовую площадку. Сделали помещение для омовения. Будет здесь небольшая столовая. Я не скажу, что мы сегодня находимся на открытии. Это всего лишь промежуточный этап. Поэтому объект еще не готов, но мы стремимся к тому, что он будет образцовый», — добавил глава комитета.