Найти в Дзене
Николай Волков

Базовый ЕГЭ под ударом

📌Группа "За возрождение образования" ВКонтакте разместила хороший пост "Базовый ЕГЭ под ударом", который я поддерживаю и предлагаю ознакомиться!👇 (https://vk.com/wall-62604527_63028)
Приводим текст этого поста полностью:
Источник
БАЗОВЫЙ ЕГЭ ПОД УДАРОМ (и если с ним будет покончено, то экзамен по математике станет обязательным вступительным на все вузовские специальности) В последние дни лета завершилось организованное Росбрнадзором обсуждение предложений по внесению изменений в систему ЕГЭ. Причина мероприятия понятна: в Думе лежит очередной законопроект об отмене единых экзаменов, и эту депутатскую инициативу требовалось дискредитировать на «общественном уровне». С поставленной задачей справились: среди представленных «результатов дискуссий» нет ни одного, что хоть как бы затрагивал «основы основ». Все официальные спикеры дружно завили, что «альтернативы ЕГЭ нет». Результат абсолютно предсказуемый, и мы обращаем внимание на эту тусовку только потому, что на поле образования обо

📌Группа "За возрождение образования" ВКонтакте разместила хороший пост "Базовый ЕГЭ под ударом", который я поддерживаю и предлагаю ознакомиться!👇

(https://vk.com/wall-62604527_63028)

Приводим текст этого поста полностью:

Источник

БАЗОВЫЙ ЕГЭ ПОД УДАРОМ

(и если с ним будет покончено, то экзамен по математике станет обязательным вступительным на все вузовские специальности)

В последние дни лета завершилось организованное Росбрнадзором обсуждение предложений по внесению изменений в систему ЕГЭ. Причина мероприятия понятна: в Думе лежит очередной законопроект об отмене единых экзаменов, и эту депутатскую инициативу требовалось дискредитировать на «общественном уровне».

С поставленной задачей справились: среди представленных «результатов дискуссий» нет ни одного, что хоть как бы затрагивал «основы основ». Все официальные спикеры дружно завили, что «альтернативы ЕГЭ нет». Результат абсолютно предсказуемый, и мы обращаем внимание на эту тусовку только потому, что на поле образования обозначился новый игрок — отечественный ОПК. Которому (вдруг!) понадобились не «квалифицированные потребители» (по Фурсенко), а квалифицированные инженеры и рабочие, причём в массовом количестве. Интересно, как этот запрос отразился на процессе обсуждения.

Само действо именовалось «Всероссийским общественным обсуждением вопросов совершенствования государственной итоговой аттестации». Мы хорошо знаем, что главной проблемой ГИА в старшей школе является её полное отсутствие. Документ о среднем образовании (вместе с его оценками) фактически выдаёт школьный учитель без какого-либо государственного контроля, поскольку зачётный порог обязательных ЕГЭ (по русскому языку и математике) ниже соответствующих требований ОГЭ по этим дисциплинам. Обсуждать «совершенствование ЕГЭ» как инструмента ГИА бессмысленно, так как единые экзамены к выпускной аттестации по факту не имеют отношения. Это только вступительные экзамены в вуз, и на «всероссийском обсуждении» говорили о них исключительно в этом качестве.

Старшая школа без государственной аттестации — явление немыслимое, и (несмотря на «хорошую организацию обсуждения») в числе участников мероприятия оказались представители общественности, пытавшиеся обратить внимание на эту ключевую проблему. Но такая постановка вопроса «рвёт шаблон», на котором держится вся система ЕГЭ. Она была задавлена общей массой и не нашла никакого отражения в итоговых заявлениях.

Российский ОПК до понимания этой проблемы ещё не дорос, но в некоторых деталях его претензии обозначились. Главный пункт мы вынесли в заголовок этого текста.
Директор ФИПИ Решетникова заявила, что они «приняли в работу» предложение объединить два ЕГЭ по математике («базу» и «профиль») в один экзамен. По сути, речь идёт о ликвидации примитивного базового ЕГЭ. Похоже, наверху осознали его роль в разрушении массового математического образования и дали указание, от которого нельзя было отказаться.

Что это не инициатива Ященко, курирующего в Росбрнадзоре всю школьную математику, нет никаких сомнений. Сей «мэтр» вплоть до самого недавнего времени постоянно нахваливал себя за разделение прежде единого математического ЕГЭ на два уровня. Ибо это «позволило», «создало условия», «обеспечило» и т. д. О том же на итоговом заседании 30 августа говорила Решетникова:
«Мы прошли долгий путь к разделению ЕГЭ по математике на уровни, сейчас картинка установилась, эффекты налицо».

Тут к месту напомнить, каков был путь и какие получились «эффекты».
До 2015 года ЕГЭ по математике выполнял две функции: аттестационную и вступительную (как и ЕГЭ по русскому; остальные единые экзамены — это в чистом виде вступительные испытания). Но (в отличие от русского языка) половине выпускников математика для поступления не требуется, и для аттестации им достаточно минимального зачётного балла. В 2014 году массовые списывания на ЕГЭ резко сократили. В результате аттестационный порог по математике пришлось понизить до ТРЁХ правильных ответов в задачах уровня начальной школы. Это был край, и для спасения математического ЕГЭ был выделен «базовый» аттестационный экзамен с такими примитивными заданиями, что сдать его способен выпускник начальной школы.

Новация получила поддержку. Учителя массовой школы обрели государственный ориентир, сводящий к минимуму беспокойство за двоечников: базовый ЕГЭ не сдаст только «последний дебил». Преподавателей профильных математических классов перестали нервировать ученики, которые забросили «царицу наук», поскольку выбрали специальности, где для поступления не требуется математика. Теперь они не портят статистку ЕГЭ, а улучшают её, выбирая базовый экзамен и получая на нём пятёрки. Гуманитарии элитных гимназий и лицеев тоже были в восторге. При едином экзамене им приходилось учить математику (а учителям — серьёзно работать), ибо там считают себя крутыми, и негоже получать низкие баллы ученикам «лучшей школы». Базовый ЕГЭ их освободил, теперь живут с «чистой головой», без математики.

Таким образом, школу наградили солидной дозой халявы. Учителей математики освободили от непосильного ярма обучения тех, кому это «совсем не надо». Понятно, что это «зашло» и привело к результатам, которые имеем.

И вот поступило указание базовый ЕГЭ убрать, ибо он стал маркером нарастающей «гуманитаризации» школы, а стране нужны выпускники, знающие математику и естественные науки.
Решетникова уже объявила, что планируется провести «реформу назад», то есть восстановить единый математический экзамен с небольшой косметической правкой (он будет разделён на две части), которая ничего не изменит по сути. Мы окажемся в ситуации 2014 года, но с более слабым учительским составом и уровнем математической подготовки детей. А значит, в том самом положении, выходом из которого было разделение ЕГЭ.

Ясно, что снова «проходить долгий путь к разделению» никто не будет, поскольку есть элементарное решение проблемы, и оно уже обозначено: сделать ЕГЭ по математике обязательным вступительным экзаменом на все вузовские специальности. Это сразу приведёт в гармонию интересы учеников и учителя, и на уроках математики станет так, как сейчас на занятиях по русскому языку: учитель готовит детей к ЕГЭ (который нужен всем) и все почти довольны.

Ещё одной новацией, отражающей запросы ОПК, было предложение исключить ЕГЭ по русскому из числа конкурсных экзаменов на инженерные специальности (поступающим будет достаточно одолеть зачётный порог), и сделать обязательными для них физику и информатику.
(Как известно, не так давно абитуриентам дали возможность самим выбирать один вступительный экзамен, и они выбирают информатику (там баллы выше), а физику зачастую не знают совсем.)

Эту инициативу озвучил Ливанов, бывший министр образования, после отставки — специальный представитель президента по развитию торгово-экономических отношений с Украиной, а ныне — ректор Московского физтеха. Росбрнадзоровский официоз был вынужден подчиниться, но воспринял это предложение «с болью». И ясно, почему. Изменение правил сильно ударит по ЕГЭ по русскому. А это краеугольный камень всей системы (единственный ЕГЭ, из-за которого есть смысл ходить в массовую школу). Как уже было сказано, там полная гармония егэшных запросов учеников и возможностей учителя. На уроках русского в старших классах идёт исключительно натаскивание на ЕГЭ (заметим, что это в чистом виде образовательная услуга). И если половине учеников будет достаточно зачётного порога, то там повторится ситуация с ЕГЭ по математике, который в итоге пришлось разделить на два уровня.

Поэтому составители КИМов (они же издатели разных сборников «по подготовке к ЕГЭ») и многие учителя словесности сильно против, ибо не хотят терять клиентскую базу.
Однако (на наш взгляд) напрасно переживают.
Предложение Ливанова пройдёт только в топовых инженерно-технических университетах. Но их мало, и они погоды не сделают. А всем прочим обязательные физика и информатика просто зарежут набор.

Ведь возможность замены физики на информатику при зачислении — она не от хорошей жизни, а чтобы принять хоть кого-то, ибо сдающих физику было недостаточно. Эту возможность предоставили сами вузы (Минобр лишь дал такое право). Решали проблему дня текущего, и получили предсказуемый результат: желающих сдавать физику стало ещё меньше. И дилемма тут не только между физикой и информатикой. Она шире: правила дозволяют заменять физику даже на иностранный язык. И в списках зачисленных на инженерные специальности в региональных вузах вы без труда найдёте студентов (причём в топе списка), например, с таким набором ЕГЭ: русский язык, иностранный язык (испанский) и профильная математика (40 баллов).
«Сильный» будет инженер, но других нет.

Поэтому вторая часть предложения Ливанова не пройдёт точно, что делает негодной для широкого внедрения всю идею (хотя опустить ЕГЭ по русскому до уровня зачёта согласятся и в вузах «средней руки»; но им скажут: если вы берёте всех, то какая вам разница?).

На обсуждаемом мероприятии поднимали и старые наболевшие вопросы.
Было предложение отказаться от шаблонов и демоверсий, чтобы для успеха на ЕГЭ требовалось усвоение всей программы, а не отдельных модулей, необходимых для выполнения типовых заданий. Разумеется, нашлись активные противники. Любое изменение в ЕГЭ болезненно для учителей и репетиторов, а тут — кардинальная смена всей концепции. Годами наработанные методики (приносящие устойчивый доход) пойдут псу под хвост, надо всё разрабатывать заново. Им не нужны такие проблемы.
Но прямо об этом не скажут, а ссылаются на «заботу о детях»: трудно будет им, дескать, в новых условиях.

В итоге никакого решения принято не было.

В числе прочего предлагали обязать экспертов, проверяющих ЕГЭ, указывать причины снижения оценок и доводить эту информацию до выпускников. Отринуть сходу такое предложение в Росбрнадзоре не сумели и обещали «проработать технические возможности».

Предсказываем: «проработают» и заявят, что таких возможностей нет. Потому что есть немало экспертов, для которых дать такую информацию — это расписаться в собственной безграмотности. А «на другом конце провода» сидят не только дети, но и репетиторы, злые и зубастые. И тогда от этих самых «экспертов» шерсть полетит клочьями, причём вполне публично. Музаеву и Ко это совсем ни к чему.

Разумеется, снова просили публиковать реальные КИМы прошедших ЕГЭ (причём сразу после экзамена, до апелляции). Тут отрицательный ответ был категорическим. Решетникова прямо сказала, что если задания опубликовать, то школьников целый год будут натаскивать на их решение.
Это уже как-то совсем … (даже слово приличное подобрать трудно), ибо все эти задания расходятся в сети уже в день экзаменов. И да — их целый год решают и на них натаскивают.

От таких аргументов директора ФИПИ даже Музаеву стало не по себе, и он долго и бессвязно бормотал, пытаясь в приемлемой форме донести другую вескую причину, которая кратко формулируется так:
Если КИМы ЕГЭ опубликовать, да ещё сразу после экзаменов (на пике интереса), то их составителей забросают гнилыми помидорами.
И это точно.

Подводя итоги, можно сказать, что на главной линии фронта (в образовании), где в перспективе решается судьба страны, всё ещё без существенных перемен.

Источник

#образование #НиколайВолков #Мосгордума #Округ_33 #КПРФ #Выборы2024 #ВолковИзМГУ