После Второй мировой войны многие страны, как в Азии, так и в Европе встали на социалистический путь развития. С этим не могли смириться США и их союзники, поэтому началась конфронтация, которая в июне 1950 г. привела к войне на Корейском полуострове. Армия Северной Кореи играючи разгромила дивизии противника, захватила Сеул и заперла его войска за Пусанским периметром. Победа была близка, вот только Штаты сделали ход конем, обхитрив стареющего Сталина.
Воспользовавшись тем, что СССР бойкотировал ООН после признания Тайваня, они протолкнули через Совбез резолюцию, позволившую войскам ООН вступить в войну на стороне Южной Кореи. КНДР признали агрессором. Так США и их союзники получили возможность официально участвовать в войне, а СССР данного права был лишен. 21 страна поддержала Штаты, прислав свои войска и военную технику. 90% всей этой мощи составляли силы армии США. В сентябре 1950 г. интервенты вторглись в КНДР, имея двукратное преимущество в артиллерии и десятикратное в танках. Их авиация господствовала в воздухе. В октябре положение армии Ким Ир Сена стало критическим, пал Пхеньян.
Поддержка с воздуха
Ким Ир Сена спасли Мао Цзэдун и Сталин, которые не испугались США и пришли на помощь своему союзнику. Китайцы прислали сухопутные войска численностью 500 тыс. человек. СССР поставил военную технику и обеспечил поддержку с воздуха. В войну вступил 64-й корпус истребительной авиации, на вооружении которого находились реактивные МиГ-15. Наши пилоты воевали в форме китайской армии, а на самолетах была нанесена символика ВВС КНДР. Им категорически запрещалось приближаться к границе с Южной Кореей и вести бои над морем, чтобы ни один из них не попал в плен. Американцы не должны были получить ни одного доказательства участия СССР в конфликте.
Преимущество МиГ-15 над реактивными истребителями F-80 и F-84 ВВС США в скорости, маневренности и огневой мощи оказалось тотальным. Два наших МиГ-15 без опасений ввязывались в бой с 8-10 "американцами" и выходили победителями. Противник нес огромные потери. И тогда Вашингтон отправил в Корею новейшие F-86 "Сейбр", но оказалось, что МиГ-15 им не уступают. А вот мастерство наших пилотов, многие из которых прошли школу ВОВ, было выше. Советские самолеты продолжили доминировать в воздухе, хоть потери американцев сократились, а наши увеличились.
Наибольших успехов добилась 324-я дивизия, которой командовал легендарный полковник Кожедуб. Самому комдиву командование категорически запретило участвовать в боях, но его летчики сбили 216 самолетов, при этом свои потери составили 27 машин, погибло 9 пилотов.
"Чёрный день авиации США"
Главной целью МиГ-15 являлись бомбардировщики В-29 "Superfortress" (их ещё называли "летающая крепость"), которые наносили наибольший урон городам и войскам Северной Кореи. 12 апреля 1951 г. 50 бомбёров В-29 вылетели, чтобы уничтожить стратегический мост через реку Ялуцзян. Без него поражение армии Северной Кореи было вопросом времени. В-29 шли в небе строем, как на параде, их прикрывали 150 истребителей F-50, F-84 и F-86. По тревоге им наперехват вылетели 48 МиГ-15 из дивизии Ивана Кожедуба.
Наши асы атаковали хитро, как учил комдив: сверху, со стороны Солнца, многие В-29 и F-86 уже горели, а американцы не понимали, кто по ним ведет огонь. 176-й полк сковал истребители противника, а два других полка атаковали В-29. Они сбили 12 бомбёров, отчего в небе куполов парашютов было, как при высадке десанта. Всего в тот день в плен к северным корейцам попало более 100 американских пилотов. Еще 17 бомбардировщиков В-29 хоть и вернулись на свои аэродромы, но получили столько пробоин, что их списали. Многие члены экипажей в них погибли.
Удивительно, но МиГ-15 вернулись на базу без потерь. В ВВС США объявили недельный траур, а 12 апреля назвали "черным днем американской авиации". 30 октября 1951 г., когда противник летел бомбить аэродром Намси, история повторилась. После чего наши летчики дали название бомбардировщикам В-29 "летающие сараи".
В СССР участие в Корейской войне тщательно скрывали до перестройки. Лишь в конце 80-х годов общественность информировали, что был такой грех. Тогда же сообщили, что наши асы сбили в Корее 69 "летающих сараев". Согласно современным данным – 44, что также немало. Еще три В-29 сбили корейцы и китайцы. А вот истребителей удалось уничтожить намного больше. В СССР заявили о 1106 сбитых самолетов, из них 650 "Сейбров". При этом свои потери оценили в 335 машин и 120 летчиков.
Данные современных исследователей разнятся. Многие историки называют цифры потерь США и их союзников в воздушных боях в 750 самолетов, потери СССР – 480. Самыми результативными летчиками стали Николай Сутягин – 22 самолета, он считается мировым рекордсменом по числу сбитых реактивных самолетов; комполка Евгений Пепеляев – 20 машин (на самом деле 23, 3 он записал на своего ведомого). У американцев лидирует Джозеф Макконел – 16.
Месть американцев
Утром 27 июля 1953 г. был подписан договор о прекращении огня. От имени войск ООН подпись поставил американский генерал Кларк. Однако вечером того же дня истребители США сбили беззащитный советский пассажирский самолет Ил-12 в 110 км от границы с КНДР над территорией Китая. Он летел во Владивосток из Порт-Артура. Все 6 членов экипажа и 15 пассажиров погибли. Американцы извинений не принесли.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и посоветовать материал знакомым. Эти простые действия помогут развивать канал.