Найти тему

Бухгалтерские проводки при покупке и обновлении программного обеспечения

Оглавление

В этой статье я расскажу вам, как отражать в бухгалтерском учёте приобретение различных программ, а также на какие счета относить затраты на обновление уже имеющегося программного обеспечения.

Приобретение программы

Затраты на покупку ПО можно отразить в бухгалтерском учёте двумя способами: на счет текущих расходов или включить в состав нематериальных активов. Тут всё зависит от того, сколько стоит программа и её соответствие критериям НМА.

🟦Учитываем программу как нематериальный актив

Для включения программного обеспечения в состав НМА нужно проверить, соответствует ли оно критериям, содержащимся в пункте 4 ФСБУ 14/2022, и лимиту стоимости, установленному в вашей учетной политике. Кроме того, обязательное условие для признания НМА - доступ к программе других лиц должен быть ограничен.

🔷️Бухгалтерские записи, если ПО признано НМА:

ДТ 08 «Приобретение НМА» КТ 60 (или 76) - стоимость ПО учтена в составе капвложений;

ДТ 04 КТ 08 «Приобретение НМА» - ПО переведено в состав НМА.

Может такое случиться, что приобретённая программа стоит ниже установленного лимита, но при этом соответствует признакам НМА. В этом случае затраты на программу нужно списать в составе текущих расходов как малоценного ПО. Но вы всё равно должны провести её через 08 счёт, а уже потом списать на текущие расходы (проводки смотрите ниже⬇️).

🔷️Бухгалтерские записи, если ПО ниже установленной суммы:

ДТ 08 «Приобретение НМА» КТ 60 (или 76) - стоимость ПО, соответствующего признакам НМА учтена в составе капвложений;

ДТ 90 «Прочие расходы» (или 26, 44) КТ 08 «Приобретение НМА» - стоимость малоценного ПО отнесена на расходы текущего периода.

🟦Если программа не является НМА

Если приобретённая программа не соответствуют признакам НМА, то вам следует единовременно включить затраты на её покупку в расходы.

🔷️Бухгалтерские записи:

ДТ 20 (или 23, 25, 26, 29, 44) КТ 60 (или 76) - затраты на покупку ПО.

Расходы на обновление программы

Как отражать в бухгалтерском учёте такие затраты, зависит от того, с чем было связано обновление: для расширения функционала этой программы (это будет считаться модернизацией) или для поддержания её работоспособности.

🔷️Бухгалтерские записи при обновлении ПО для поддержания его работоспособности:

ДТ 20 (или 23, 25, 26, 29, 44) КТ 60 (или 76) - затраты на обновление программы отнесены на текущие расходы.

🔷️Бухгалтерские записи при обновлении ПО для увеличения функционала программы (модернизация):

📍Если осуществлялось обновление программы, которая не включена у вас в состав НМА, то такие затраты в бухгалтерском учёте отражаются точно также, как и при обычном обновлении (см. выше ⬆️).

📍При модернизации программы, которая является НМА, вы должны сделать проводки по доработке НМА:

ДТ 08 «Улучшение НМА» КТ 60 (или 76) - затраты на улучшение НМА;

ДТ 04 КТ 08 «Улучшение НМА» - первоначальная стоимость НМА увеличена на расходы на модернизацию.

📌Напомню, что в налоговом учёте ПО, на которое у организации имеются исключительные права, учитывается как НМА, если их стоимость более 100 000 руб. и при соблюдении условий, которые содержатся в пункте 3 статьи 257 НК РФ. Если же права неисключительные, то затраты на ПО относят на прочие расходы равномерно в течение срока использования программы.

Справочная информация размещается на моем тг- канале https://t.me/buhgalteram

✅Подписывайтесь на канал!💕 Ставьте лайк!