Найти тему

СЛОВО ОБ ЭФИОПИИ. Загадочные храмы Лалибелы и ангелы-строители

Есть в далекой жаркой Эфиопии древний город с мелодичным названием - Лалибела. Нареченный в честь одного необычного правителя, город сей славится своими таинственными монолитными церквями, высеченными прямо в скалах необычным способом - сверху вниз (от вершины к основанию). По преданию, подданным Лалибелы эти храмы ночами помогали строить ангелы, спустившиеся с небес. Верить в такую легенду или нет – дело личное. Но факт в том, что эта уникальная эфиопская строительная технология поныне осталась неизведанной… И личности царственных братьев, о которых пойдет речь далее, историками единогласно признаны реальными...

Церкви высекали в скалах сверху вниз. Фото из открытых источников.
Церкви высекали в скалах сверху вниз. Фото из открытых источников.

Один из храмов Лалибелы, высеченный в скале по уникальной древней технологии. Вид сверху.  Фото из открытых источников интернета
Один из храмов Лалибелы, высеченный в скале по уникальной древней технологии. Вид сверху. Фото из открытых источников интернета

Мне довелось побывать в Лалибеле и ее окрестностях в середине 80-х годов прошлого столетия. Этот небольшой город расположен в Северном Уолло – зоне в регионе Амхарá (в те времена эта местность входила в состав эфиопской провинции Уолло) на высоте 2500 метров над уровнем моря. Мы, группа советских военных советников и переводчиков, прибыли сюда двумя бортами Ми-8 по пути из Асмэры в Аддис-Абебу по служебной необходимости.

Итак, город Лалибела, известный ранее как Роха и знаменитый своими монолитными христианскими церквями, построенными в правление Гебре Мескеля Лалибэлы из династии Загве в XII веке, со всех сторон окружен скалистыми горами. Добраться до города с севера, с побережья Красного моря или со стороны Аксума, весьма затруднительно и может потребовать многих часов если не дней перемещения по чрезвычайно пересеченной местности, что подчеркивает его стратегическое значение, которому уделялось особенное значение во времена враждебного исламского окружения.

В наши дни даже по воздуху посетить Лалибелу может оказаться невозможным в сезон дождей, который длится здесь с июня до конца сентября. Нам повезло: мы оказались в Лалибеле весной, и вид на город с высоты птичьего полета, когда вертолеты совершали круг над ним перед посадкой, обеспечил одну из лучших точек обзора монолитных церквей, которые подданные царя Лалибелы высекли из цельного камня более восьми столетий назад.

Я завороженно припал к иллюминатору и фотографировал открывшиеся нам изумительные виды выдолбленных в скалах церквей на свой «Зенит». Как сейчас помню, пленка в фотоаппарате стояла слайдовая гэдээровская «орво-хром». Фотографии, конечно, в итоге получились, но об отменном качестве сегодняшней «цифры» тогда можно было только мечтать.

Мы прилетели в Лалибелу ранним утром и сразу включились в ту работу, которая присуща всем военным, находящимся в дружественной стране и оказывающим помощь местным военным, которые в свою очередь решают задачи борьбы с внутренним сепаратизмом...

Эфиопские жаркие будни военного переводчика. Фото из личного архива автора канала
Эфиопские жаркие будни военного переводчика. Фото из личного архива автора канала

Наконец, после обеда выдалось несколько свободных часов и мне удалось утолить свое горячее желание ознакомиться с архитектурными изысками монолитных церквей. Надо сказать, что в те далекие 80-е годы прошлого столетия пройтись и полюбоваться храмами этого города было намного проще, чем в последовавшие двухтысячные, когда туристическая лихорадка и коммерциализация всего и вся достигли своего пика. Итак, заручившись разрешением со стороны отцов-командиров отлучиться на несколько часов для посещения достопримечательностей, я захватил изнывавшего от послеобеденной жары коллегу-переводчика и отправился с ним навстречу чудесам. Надо сказать, что архитектура увлекала меня с детства, однако дальше увлечения дело не сдвинулось. Выбрал, как говорится, не те пути-дороги. Или они выбрали меня. Нужно отметить, правда, что один из моих двух друзей детства стал-таки впоследствии архитектором...

Но – вернемся к дивным сооружениям. Для начала обратимся к легенде и повествованию, написанному через два столетия после его правления, царь Лалибела (тронное имя Гебре Мескель) родился в Рохе. Говорят, что имя Лалибела ему дала его мать, которая вскоре после его рождения увидела, что малютку окружает плотный пчелиный рой… Вспомнив старое эфиопское поверье о том, что мир животных может предсказывать появление важных персон, женщина, вдохновленная пророческим духом, воскликнула: «Пчелы знают, что этот ребенок станет царем!». И назвала своего сына Лалибелой, что означает «пчела признает его верховенство». Согласно легенде, она верила, что пчелы были ангелами, принявшими облик насекомых, а также олицетворяли армии солдат, которые однажды будут служить ее сыну. Легенда также гласит, что правивший в то время царь Харбай, который был старшим братом Лалибелы, узнав об этом пророчестве, стал ревновать и, опасаясь за сохранность своего трона, начал преследовать его. По его наущению кто-то из придворных безуспешно пытался отравить Лалибелу, но тот был чудесным образом спасен. Предполагается, что вскоре после этого ангелы вознесли его на небеса, где его встретил Бог и приказал построить на земле десять монолитных церквей и дал ему подробные инструкции относительно их конструктивных особенностей и даже цвета. Всемогущий также велел Лалибеле не беспокоиться ни о своей жизни, ни о суверенитете, ибо стал он богопомазан на то, чтобы мог построить церкви, которые ему было велено возвести…

После нескольких других чудесных приключений, выпавших на долю Лалибелы, он вернулся в Роху, где Харбай, действуя по указанию Господа, вышел, чтобы поклониться ему и попросить прощения. Затем оба брата вместе отправились в Роху на одном муле, после чего Харбай отрекся от престола в пользу Лалибелы, которого затем короновал. Теперь, когда Лалибеле пришло время исполнить Божье повеление о строительстве церквей, он решительно взялся за это дело. Собрал ремесленников, каменщиков и плотников, приказал выковать необходимые инструменты (вероятно, они были особенными), установил размер заработной платы для рабочих… И, не желая несправедливо захватывать чью-либо собственность, как это делали все остальные правители ранее, царь приобрел землю, необходимую для строительства зданий. Затем начались строительные работы, которые, как говорят, велись с поразительной скоростью, что неудивительно, поскольку, согласно легенде, к рабочим присоединялись ангелы. Ночами трудолюбивые небесные посланники выполняли вдвое больше работы, чем люди в дневное время…

-4
Храмы Лалибелы. Фото из открытых источников.
Храмы Лалибелы. Фото из открытых источников.

Вдохновленные легендарными сказаниями и относительной прохладой подземных переходов и собственно залов высеченных из камня зданий, мы с готовностью принялись впитывать в себя новые впечатления. Нужно сказать, что церкви в Лалибеле имеют определенные общие черты, но в то же время сильно отличаются друг от друга. Географически они делятся на три группы. Шесть церквей расположены в непосредственной близости друг от друга к северу от реки Иордан, которая протекает через город в сезон дождей. Это Бете Медхане Алем или Дом Спасителя мира, Бете Марьям или Дом Марии, Бете Денгель или Дом Пресвятой Девы, Бете Кедус Микаэль или Дом Святого Михаила, Бете Голгофа или Дом Голгофы и Бете Селлассие или Дом Троицы. Еще четыре церкви стоят к югу от реки, а именно Бете Эмануэль или Дом Эмануэля, Бете Кедус Меркуриос или Дом Святого Меркуриоса, Бете Абба Либанос или Дом аббы Либаноса и Бете Кедус Габриэль Руфаэль или Дом Святого Гавриила и Святого Рафаэля. Еще одна церковь, Бете Гиоргис или Дом Святого Георгия, стоит на некотором расстоянии к юго-западу.

Медхане Алем, самая большая из церквей в Лалибеле, имеющая 33,5 метра в длину, 23,5 метра в ширину и 11 метров в высоту, необычна тем, что имеет внешнюю колоннаду со всех четырех сторон. Эти колонны скорее продолговатые, чем квадратные в плане, и простираются от главного цоколя до остроконечной крыши, выступающие карнизы которой они поддерживают. Семь колонн в восточном и западном концах церкви постепенно удлиняются к центру, поскольку здесь нет фронтона, как в греческих храмах. На обоих скатах остроконечной крыши вырезана аркада из полукруглых арок. Край крыши обрезан, образуя широкую перпендикулярную полосу над колонной, служащей карнизом. Неф и проходы поддерживаются четырьмя рядами из семи прямоугольных колонн, квадратных в плане. Они поднимаются прямо из каменного пола без оснований и увенчаны каменными кронштейнами, выступающими с каждой из их четырех сторон, чтобы поддерживать непрерывный цилиндрический свод нефа и боковые и поперечные полукруглые арки приделов. Главный вход находится в центре западного фасада, но есть также двери с северной и южной сторон. Двери также имеют полукруглые арки, поддерживаемые кронштейнами. Здесь есть два ряда окон. Верхние окна имеют круглые арки, также поддерживаемые кронштейнами, в то время как нижние окна прямоугольные и заполнены панелями из колотого камня, украшенными центральным крестом. Внутренний двор этой церкви является отправной точкой для неглубокого рва, который окружает весь комплекс.

Бете Марьям, единственная из церквей Лалибелы, которая имеет три внешних крыльца, пристроенных к основному зданию. Здание имеет неф и два прохода, образованные двумя рядами из пяти прямоугольных опор. В центре трансепта находится высокий центральный пирс, который помогает поддерживать цилиндрический свод нефа. В восточном конце есть три часовни, каждая со своим алтарем. Капители, которые немного выступают за верхнюю часть простенка, имеют кубическую форму, но слегка вогнуты и увенчаны четырьмя кронштейнами, каждый из которых имеет овальную лепнину на одной грани. Над каждым проходом есть верхний этаж. Над западным крыльцом находится барельеф с изображением двух конных фигур, одна из которых изображает святого Георгия, вступившего в смертельную схватку с драконом. В интерьере капители, некоторые арки и простенки украшены красивой резьбой, а также фресками с богатой растительностью, животными и птицами, в том числе двуглавым орлом. Фриз над аркадой, разделяющей неф и проходы, состоит из чередующихся резных панелей и окон, в которые проникает свет из наружных окон. Внутренний двор этой церкви гораздо больше, чем у других церквей. В стенах этой церкви находятся также два небольших святилища.

Церкви Микаэля и Голгофы, две из самых интересных в северном комплексе, примыкают друг к другу и соединены между собой. К ним ведет туннель, ведущий с юга от внутреннего двора церкви Бете Марьям. У церкви Микаэля есть неф и два прохода. Колонны состоят из четырех соединенных друг с другом прямоугольных опор, капители которых несколько меньше по высоте, чем по ширине. Эти капители слегка вогнуты по внешним углам и увенчаны скобками, состоящими из овального выступа между двумя узкими скруглениями. В этих церквях есть несколько интересных предметов мебели с тонкой декоративной резьбой, в том числе кресло, которое, как говорят, было троном царя Лалибелы. Иногда также на всеобщее обозрение выставляется серебряный крест, принадлежавший монарху...

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Абба Либанос, одна из прекраснейших церквей южного комплекса, уникальна тем, что, согласно традиции, была построена не Лалибелой, а в память о нем его вдовой Кеброй Мескель. Это здание также необычно тем, что оно не полностью отделено от горы, в которой оно высечено. Внутренние колонны поддерживают каменные изображения балок перекрытий. Здесь есть только две арки, одна в западном конце, а другая дает доступ к святилищу в восточном конце.

Бете Георгис, или Дом Святого Георгия, украшен резьбой в виде греческого креста и является более высоким, чем другие церкви, - его высота составляет 12 метров. На его крыше, которую можно осмотреть с горы над глубоким внутренним двором, расположены два креста с единым центром. Восточное крыло церкви занято куполообразным святилищем, в то время как в западном находится главный вход. Вспомогательные дверные створы также выходят на запад, так что все три видны с той стороны. Два прямоугольных соединенных простенка поднимаются прямо из каменного пола без оснований и несут четыре арки, которые открывают доступ к каждому из четырех отделений церкви, высеченной в форме креста.

Справедливо будет отметить, что высеченные в скале церкви Лалибелы, которые гости из-за рубежа часто считают чем-то не от мира сего, на самом деле являются не более чем исключительно прекрасными примерами давних эфиопских строительных традиций. Сколь бы замечательными они ни были. Монолитные церкви на самом деле можно встретить по всему северу и центру страны. Некоторые из старейших таких церквей находятся в Тиграи, где, как полагают, некоторые из них датируются примерно шестым или седьмым веками, то есть более чем за полтысячелетия до времен Лалибелы. Эфиопский характер церквей Лалибелы также очевиден во многих их деталях, которые напоминают те, что можно найти в бесчисленных зданиях в Эфиопии, некоторые из которых относятся к аксумскому периоду ранней христианской эры. Церкви Лалибелы, хотя и являются по своей сути эфиопскими, также воплощают в себе многие восточные декоративные элементы, в том числе свастику. Однако следует помнить, что мотив свастики, который до сих пор встречается в национальной одежде, искусстве и архитектуре, имеет в Эфиопии традицию, уходящую в глубину шести тысяч лет…

На протяжении веков бесчисленные иностранные путешественники посещали церкви Лалибелы и были впечатлены ими. Первым посетителем, описавшим их, был португальский священник Франсишку Альвареш, который был там в начале XVI века и подробно описал чудесные скальные церкви. Известно, что следующим европейцем, посетившим Лалибелу, был Мигель де Кантаньосо, который служил под командованием Криштована да Гамы, командира португальского отряда, сражавшегося в Эфиопии во время мусульманского нашествия на эту страну в 1541—1543 гг. После этого прошло более 300 лет, прежде чем очередной европеец, немецкий путешественник по Африке Герхард Рольфс, побывал в Лалибэле в 1868 году, когда сопровождал английскую армию в абиссинской экспедиции…

В одном из храмов Лалибелы. Фото из открытых источников.
В одном из храмов Лалибелы. Фото из открытых источников.

В беседе со старым священником церкви Бете Георгис мы попытались выяснить, нет ли каких-либо свидетельств посещения этих древних и удивительных мест нашими соотечественниками из далекой России. Священник заявил, что каких-либо письменных свидетельств не осталось, хотя на протяжении столетий в комплексе было несколько пожаров и часть хроникальных документов была утрачена. При этом он отметил, что «много-много лет назад, в самом начале его пути на службе Господу, один старейший его наставник из церкви Медхане Алем как-то во время беседы обмолвился, что этих местах когда-то побывал посланник российского императора». Ни имени «посланника», ни примерной даты его пребывания в Лалибеле священник назвать не мог. Меня этот вопрос чрезвычайно заинтересовал. Вернувшись из Эфиопии, я несколько раз пытался «напасть на след» того самого «посланника», штудируя доступную мне литературу… О том, что мне удалось выяснить, расскажу в следующих публикациях канала. Спасибо за внимание, друзья!

"Ну здравствуй, Эфиопия! Так вот ты какая..." . 1985. Фото из личного архива автора канала.
"Ну здравствуй, Эфиопия! Так вот ты какая..." . 1985. Фото из личного архива автора канала.