Музей «Новый Иерусалим» 23 августа 2024 года представил выставочно-просветительский проект «Культурный полюс. Таруса», который объединяет более 100 живописных, графических, скульптурных и мозаичных произведений мастеров, чье творчество неразрывно связано с Тарусой — Поленова, Борисова-Мусатова, Штейнберга, — и художников «Тарусской школы». Она продлится до 20 октября 2024 года.
Рассказываем о нескольких работах с выставки.
Василий Поленов.
Ока осенью. 1903.
Музей-заповедник В.Д. Поленова
Красоту Тарусы по достоинству оценили русские художники. Первым из них был В. Д. Поленов. Будучи от рождения городским жителем, Василий Дмитриевич очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам, поэтому художник всегда мечтал поселиться где-нибудь на природе. Весной 1889 г. Василий Поленов вместе со своим любимым учеником К.А. Коровиным проехал на пароходе по Оке от Калуги до Тарусы и далее до села Бехова. Красочная приокская природа произвела на художников настолько сильное впечатление, что Василий Поленов решил приобрести землю на песчаном холме Борок близ старого села Бехова и построить здесь дом с мастерскими для друзей-художников. Местность была очень живописная: возведенная по собственному проекту Поленова, усадьба Борок, окруженная березовой рощей, величественно возвышалась над Окой, а к юго-западу на крутом высоком берегу Оки в зелени садов виднелся уездный город Таруса. В мастерской этого дома Поленов работал много лет. Здесь он написал свои прекрасные пейзажи «Ока осенью» и «Ранний снег». Пейзажи, написанные в Борке, принадлежат к лучшим образцам творчества Поленова, созданным в последние десятилетия его жизни. Именно здесь родился своеобразный тип «поленовского» лирико-эпического пейзажа. В пейзаже «Ока осенью» Поленов мастерски передал лирическое настроение осенней природы, показав ее красоту вариацией желтого цвета – от охристого до яркого золотого.
Еще при жизни Василий Поленов вместе со своей женой и сестрой приступил к организации у себя в усадьбе Борок музея, куда вошли все художественные и научные коллекции, собранные, как говорил Поленов, «четырьмя поколениями Поленовых». Вы и сейчас можете приехать в усадьбу, теперь уже «Поленово», и полюбоваться невероятными видами, которыми так восхищался Василий Дмитриевич и которые навсегда сохранил их не только в своем сердце, но и на многочисленных полотнах.
Мария Якунчикова.
Тарусский паром. 1893.
Музей-заповедник В. Д. Поленова
В усадьбу Борок часто приезжала сестра Натальи Васильевны Поленовой, супруги Василия Поленова, Мария Васильевна Якунчикова. Живя заграницей большую часть своей жизни, Мария Якунчикова за творческим вдохновением приезжала в Россию, набиралась «русского духа» и должна была опять возвращаться назад. В летнее время Мария Васильевна особенно любила приезжать на Оку, она обожала «окские, беховские красоты», любила семью своей сестры и дом, выстроенный Поленовыми в Борке.
На картине Марии Якунчиковой, написанной в 1893 году, перед нами предстает Таруса конца XIX века, когда Поленовы только обосновались в Борке. На полотне изображен паром, служивший для сообщения с противоположным берегом Оки до 1911 года, когда хлопотами тарусского врача Ивана Зиновьевича Добротворского и поддержавшего его Василия Дмитриевича Поленова было получено разрешение на сооружение плашкоутного моста (который запечатлен в вводной части выставки на фотографии). На дальнем плане картины широкими мазками изображен противоположный берег Оки с зеленью травы и кустов, дорога, спускающаяся к воде, и Собор апостолов Петра и Павла. Собор апостолов Петра и Павла, написанный М. Якунчиковой, — одно из старейших каменных зданий Тарусы, памятник архитектуры XVII века. Возрождение храма началось в 80-е годы, а помогли с реставрацией и росписью этого памятника культуры художники Ирина Старженецкая и Анатолий Комелин, представленные на выставке.
Марко Бравура
Голова. 2011
Коллекция Исмаила Ахметова
Особенным событием последних десятилетий Тарусы стало открытие мозаичной мастерской знаменитого итальянского мастера Марко Бравура в Доме литераторов.
Марко Бравура – итальянский художник, мозаичист и архитектор.
На выставке представлен мозаичный арт-объект Марко Бравуры «Голова». Контуры человеческой головы здесь обозначены полосками, это своего рода бандаж, который охватывает черты, повторяя слепок головы, пластику лица. Марко хотел создать мозаику, которая рассказывает о вечной двойственности, составляющей человеческую природу, — о несовпадении внешнего облика и внутреннего «я». Бандаж сделан из мрамора и камня натуральных оттенков, что позволило приглушить влияние видимого — обманчивая внешность ошибочно переоценивается. Текстуры на внутренних поверхностях лент отражают мыслительную деятельность человека, представляя собой клетки мозга — дендриты и зеркальные нейроны. Чтобы показать красоту и богатство внутреннего мира человека, Марко Бравура использовал блеск стеклянных тессер, золота и зеркальных поверхностей.
О художнике: Марко родился в Равенне, где сохранились самые известные раннехристианские мозаики VI в. н. э. Сама атмосфера города предопределила выбор профессии, и он окончил Государственный институт искусств Джино Северини в Равенне по классу мозаики, а затем продолжил свое образование в Академии изящных искусств в Венеции.
Марко по своей натуре был свободной личностью, путешественником, посетил множество разных стран. «Творческий кочевник» — так называла его супруга, Даниэла Бравура. Интерес Марко к Тарусе проявился после прочтения книги русского писателя Максима Осипова, купленной в Париже. Связь с Россией у Марко укреплялись поэтапно благодаря успешному предпринимателю и меценату Исмаилу Ахметову. Сначала Марко Бравура вместе с супругой приехал в Россию на месяц, потом на два, и в итоге остался на долгие годы. В непосредственной близости от дачи Цветаевых в Тарусе Исмаил Ахметов создал Арт-резиденцию, названную из уважения к гению этого места «Домом литераторов», и предложил Марко обустроить там мастерскую. Вот уже девять лет Марко Бравура живет и работает в России, в Тарусе, благодаря чему город постепенно вовлекается в орбиту мирового мозаичного искусства.
Василий Шитиков
Дом В.В. Вульф в Тарусе. 1927
Музей «Новый Иерусалим»
Шитиков Василий Дмитриевич – непревзойденный акварелист, военный по образованию, ученик В. Сурикова и К. Юона, член объединения «Мир искусства». К сожалению, сведения о художнике очень скудные, и до сих пор он мало известен широкой публике. Но тем ценнее, что на выставке впервые за много лет экспонируются работы этого прекрасного художника.
Его кисти принадлежит много акварельных зарисовок тарусской природы. Впервые художник появился в Тарусе в начале 1900-х годов и позже долгие годы проживал здесь, женившись на дочери местного аптекаря Елизавете Афанасьевой. В Тарусе Шитиков сблизился с Поленовыми и даже получил стипендию Е.Д. Поленовой на творческую поездку заграницу «для совершенствования знаний по живописи». Около трех месяцев Шитиков прожил в Париже, открыв для себя современные течения в искусстве.
Творчество Шитикова складывалось в русле мирискусстничества. Его тонкие поэтические акварели, выполненные в приглушенных тонах, прихотливые линии рисунка, природные мотивы с водоемами и изгибами деревьев невольно заставляют вспомнить работы Виктора Борисова-Мусатова, прожившего свой последний год жизни в Тарусе, с которым Шитиков, возможно, был знаком.
На картине В. Шитикова «Дом В.В. Вульф в Тарусе» тонкими линиями изображена дача «Песочное», где периодами жили семья Цветаевых, художник В. Борисов-Мусатов и родная сестра жены В. Поленова, Вера Вульф, урожденная Якунчикова.
Мария Дрезнина
Сад теряет свои очертания на заходе солнца. 2021
Частная коллекция
В Тарусу на протяжении 50 лет приезжает художница Мария Дрезнина, чтобы работать на натуре, восстанавливать свои силы, обрести любовь, которую она пытается выразить в своих холстах. Мария Дрезнина – знаменитый на всю Россию и за ее пределами арт-терапевт, ее работы обладают целительной силой, и в этом вы можете убедиться сами, придя на выставку.
В период пандемии Мария Дрезнина вернулась к технике коллажа, которым увлекалась еще в школьные годы. Ее живописные работы стали более декоративными и темпераментными, наполненными глубоким философским смыслом. В последнее время натура, которую художник долгие годы «пропускала через свои глаза, душу и выплескивала на кончике кисти», обрела новое содержание серединного мира между бескрайним космическим пространством и макромиром. Так появились знаменитые коллажи из серии «Выход за пространство листа».
В основе этих работ — листы с пейзажами, написанными с натуры, а дальше эта натура трансформируется, дополняется и выходит за пределы листа, что можно увидеть в коллаже «Сад теряет свои очертания на заходе солнца».
Увидеть эти и другие работы можно на выставке «Культурный полюс. Таруса» до 20 октября 2024 года в музее «Новый Иерусалим».