Найти в Дзене
Terra Insapiens

О счастье

Полагаю, что мой блог создает обманчивое впечатление. Я отчасти в этом виноват – увлёкся новомодной игрушкой, нейросетями. На самом деле, меня интересуют совсем другие вопросы. И блог этот создавался для поддержки моей книги. Книга необычная, нелёгкая, где-то даже больная.

Поговорим о счастье. Человеческие смыслы вариативны и изменчивы. Когда ребёнка спрашивают - кем ты хочешь быть, когда вырастешь? - его желания меняются с возрастом. Точно так же с возрастом меняются и наши смыслы. Может быть, мы не осознаём этого, но это так.

Впрочем, есть один неизменный и основополагающий смысл. Это желание счастья. В самом деле, даже если вы считаете смыслом своей жизни познание и освоение Вселенной, этим трудно заниматься, когда вы несчастливы, когда вы страдаете.

Желание счастья естественно человеку, его нельзя осуждать. Плохо только, что у большинства людей это желание является подавляющим все остальные. Один из героев моей книги утверждает: «Когда человек счастлив, ему ничего не надо. Счастье самодостаточно.» Собственно, об этом говорит и возглас Фауста: «продлись мгновенье - ты прекрасно!»

Люди сокрушаются, что счастье непостоянно, не бывает долгим. Но в этом спасение для человека. Счастливый подобен спящему. Он спокоен, умиротворён, но бездеятелен. Жизнь во сне проходит впустую. Человеческие несчастья, страдания, выводят его из этого сна. Заставляют искать иные смыслы. Так «Дон-Кихот» был написан Сервантесом в тюрьме, и не случись с ним этого несчастья, неизвестно - появилась бы на свет эта книга? Так Достоевский создал свои лучшие романы, опираясь на тяжёлый душевный опыт каторги. Не будь приготовления к казни, заменённой в последнюю минуту каторгой, мы не узнали бы о Раскольникове, князе Мышкине и братьях Карамазовых.

Счастье длится минуты, несчастья длятся годы. Несчастья двигают человеческий мир. Неразделённая любовь рождает великие поэмы. Петрарка считается родоначальником эпохи Возрождения. А будь он счастливым семьянином, вряд ли бы мы о нём сейчас помнили.

Ослепший, прикованный к постели Островский, пишет «Как закалялась сталь» - гимн борьбы и жизни. А был бы здоров, возможно служил бы чиновником в советском аппарате и писал статьи для газеты «Правда».

Не подумайте, что я воспеваю несчастье. Я просто пришёл к мысли, что счастья человеку мало, в счастье ему тесно. И несчастья надо принимать, как возможность что-то изменить, что-то сделать.

Моя книга рождена несчастьем. Несчастьем осознания иллюзорности человеческих смыслов. Мысль эта тяжёлая, больная, и поэтому неудивительно, что люди сторонятся её.

Вот многие мечтают об освоении Космоса человеком. Но что, если я понял для себя, совершенно чётко, отчётливо понял - в будущем человека нет. Мы работаем на Чужого. Он может быть прекрасен в своей мудрости и всесилии. Но для нас он точно - Чужой, и о нас он не вспоминает.

«Я стал писателем, чтобы сбежать от безысходности реального мира и войти в мир надежды, который я создал своим воображением...» - написал Рэй Брэдбери. Я могу только повторить эти слова за ним. Я тоже оставил моим героям слабую надежду, под названием «Чистый Мир». Конечно, это очередная утопия. Но человечество так и живёт, от одной утопии к другой.

Всем мира!