Что нужно сделать, чтобы не получать коммунальные счета за непригодное для проживания жилье – рассказал жителям региона специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Евгений Батухтин.
В качестве прецедента эксперт приводит конфликт собственников жилых помещений в одноэтажном бараке в Серове, который сильно пострадал еще в 2017 году во время пожара. Несмотря на то, что муниципальные помещения получили существенный ущерб, жильцы продолжили получать квитанции о начислении коммунальных платежей даже спустя несколько лет после признания объекта аварийным. Это связано с тем, что объект не был признан именно утраченным, из-за чего местные власти не стали обращаться в Росреестр. Семьи, оставшиеся без крова, получили социальное жилье и с этого момента начали получать квитанции уже по двум адресам одновременно.
В дальнейшем конфликт перешел в публичное поле и к ситуации подключилась омбудсмен Татьяна Мерзлякова и ее аппарат.
«Нужно четко определить правовой статус жилья – подлежит ли оно восстановлению или может считаться безвозвратно утраченным. Это позволит более точно определить алгоритм действий. Если жилье возможно восстановить, но сейчас в нем нельзя проживать, то нужно подать комплект документов в снабжающие организации о перерасчете оплаты, так как люди фактически в здании не проживают. Начисления будут производиться не на всех ранее прописанных, а только на собственников жилья. Эта норма закреплена в законодательстве», – отмечает Батухтин.
При этом, подчеркивает консультант аппарата омбудсмена, в случае, если жилье уже не подлежит восстановлению, а требует нового строительства, – необходимо внести соответствующие данные в кадастровый учет, так как именно на основании информации оттуда коммунальщики производят начисления. Именно приведением документов и данных в соответствие с реальным положением дел и следует заняться в первую очередь после ЧП, подчеркивает Батухтин.
Говоря об аварийном жилье, эксперт отмечает, что тут процедура зависит от того, продолжают ли люди проживать в помещениях или их переселят в маневренный фонд. В первом случае из квитанции исключается статья расходов на капитальный ремонт, а во втором – дом полностью отключается от коммуникаций и, как следствие, квитанции по такому адресу оплачивать уже не придется.
При этом инцидент с бараком в Серове аппарату омбудсмена, коммунальщикам и бывшим жильцам объекта все же удалось урегулировать – по итогам переговоров дом был исключен из реестра, а погорельцам перестали начислять платежи. Также списали гражданам и долги за период после пожара.