Найти тему
Влад Batone

BMW 333i: маленький и очень редкий немецкий масл-кар из Южной Африки

BMW E30 с 3,2-литровым 6-цилиндровым мотором от 7-й серии E23? Нет, это вовсе не тюнинг, сделанный сумасшедшими любителями скорости за пределами завода! Это скорее альтернатива 4-цилиндровой M3, которая сходила с конвейера в столь необычной комплектации. По крайней мере, так происходило в Южной Африке, где ей присвоили имя 333i.

-2

BMW тесно связана с Южной Африкой на протяжении более чем 50 лет. В 1968 году компания организовала в стране производство автомобилей по технологии CKD (от англ. Completely Knocked Down — когда полностью готовые детали поставляются в другие страны для последующей сборки). Работа осуществлялась силами субподрядчика Praetor Monteerders, базирующегося к северу от Йоханнесбурга в промышленном пригороде Росслин. В 1973 году BMW взяла бизнес под свой контроль, и с тех пор выпускала там праворульные автомобили 3-й, 5-й и 7-й серий для местного рынка под торговой маркой BMW Group South Africa (BMW SA). Завод в Росслине стал первым предприятием по производству автомобилей BMW за пределами Германии и ознаменовал начало глобальной стратегии по развитию бренда. Для сравнения, завод марки в Спартанбурге, что в американском штате Южная Каролина, выпускает автомобили лишь с 1994 года.

-3

На первых порах продажи в Южной Африке шли медленно, и к середине 1980-х годов боссы озадачились улучшением показателей. Лучшим способом сделать это в африканских странах — ровно как в Европе и Северной Америке, — был автоспорт.

-4

Баварские стратеги посчитали, что у них есть неплохие шансы против таких конкурентов, как Alfa Romeo GTV 3.0 и Ford Sierra XR8 с двигателем V8. Им просто нужен был правильный автомобиль. Однако местный регламент гоночного класса Группы 1 не предусматривал использования высокооборотистых 4-цилиндровых моторов, лишив команду возможности выпустить на трассу 2,3-литровую M3, которая уже начала завоёвывать себе имя в других уголках планеты. Оставалось только построить что-нибудь другое. У BMW SA уже был опыт по созданию хот-родов: в 1984 году компания установила 282-сильную 3,5-литровую «шестёрку» M88 от M1 в 7-ю серию — получилась довольно неказистая 745i. Свою новую затею компания начала с телефонных звонков в Германию — офисы BMW Motorsport в Мюнхене и ателье BMW Alpina в Бухлоэ.

-5

-6

В то время полки завода в Росслине были до отказа забиты «вкусностями». К примеру, там лежал 3,2-литровый двигатель M30 от 732i. Опоры, водяной радиатор, впускной коллектор, коробка воздушного фильтра — всё от Альпины B6, и по габаритам агрегат вписывался в узкую переднюю часть 3-й серии. Короткоходной 5-ступенчатой коробки передач Getrag хватало, чтобы совладать с такой мощностью. Для лучшего сцепления с дорожным полотном инженеры оснастили машину дифференциалом повышенного трения ZF с 25-процентной блокировкой. Конфигурация выглядела идеальной, за исключением одного маленького нюанса: из-за ограниченности пространства клиенты могли выбрать либо кондиционер, либо гидроусилитель руля, но не оба варианта сразу.

-7

К сожалению, появилась и другая, гораздо более серьёзная загвоздка: в 1985 году — как раз в тот момент, когда 333i казалась безупречным претендентом на участие в соревнованиях, — Группа 1 была отменена. К счастью, производство не свернулось, и к 1987 году BMW SA выпустила 204 подобных автомобиля (даже 210, если принять во внимание предсерийные экземпляры).

-8

-9

Концепция 333i — маленького масл-кара из Южной Африки — способна порадовать и сегодня, особенно когда вы спускаете машину с цепи. Голосистая рядная «шестёрка», питаемая впрыском Bosch K-Jetronic, выдаёт все свои 197 л. с. при 5000 об/мин, развивает 285 Н•м крутящего момента к 4300 об/мин, а обороты подскакивают вплоть до 6300. Разгон с места до 100 км/ч занимает порядка 7.4 секунды, а максимальная скорость достигает 230 км/ч. Выхлопные газы отводятся через коллектор и бескатализаторную выпускную систему Alpina, и она по-прежнему круто звучит, спустя почти 40 лет. Даже название легко слетает с языка — 333i, или как её называют южноафриканцы — «Три Тройки» (англ. Triple Three).

-10

-11

Несмотря на возросшую массу, вы бы поклялись, что ни один двигатель не подходит компактной E30 лучше, чем этот. Ещё лучше то, что 333i выглядит сдержанной и обходится без элементов, которые сразу выдают M3: расширенных колёсных арок, вздёрнутого багажника, агрессивной передней части и большого заднего крыла. Вместо них здесь присутствуют лаконичные штрихи Альпины, вроде 20-спицевых колёс диаметром 16 дюймов. Список доступных цветов включал красный (Henna Red), чёрный (Diamond Black), белый (Alpine White) и серебристый (Arctic Silver). Антиблокировочная система тормозов предлагалась в качестве опции, а в стандартную комплектацию входило лишь несколько «предметов роскоши», таких как люк и электрические стеклоподъёмники, плюс маленький компьютер, установленный на месте воздуховода со стороны водителя.

-12

-13

Изначально модель стоила 41 300 южноафриканских рэндов, что составляло примерно 21 000 американских долларов (около 59 000 $ в пересчёте на текущий 2024 год с учётом инфляции). Все они выпускались исключительно в виде двухдверок с правым расположением руля. Очень жаль, что их оказалось так мало, ведь «Три Тройки» наверняка стала бы хитом в любой стране, где BMW решила бы её предложить.

-14

Как тогда, так и сейчас, 333 слишком хороша, чтобы стоять без дела. Когда «шестёрка» прогревается, машина становится плавной и мурлычет, словно сытая кошка. Благодаря высокому крутящему моменту, она приёмиста на большинстве передач, и на ней так же легко передвигаться по городу, как мчаться по загородным трассам. Переключения хорошо сбитой коробки происходят быстро, а особенно комфортно ехать становится, когда стрелка тахометра зависает в районе 2500 об/мин. Даже дополнительный вес, приходящийся на переднюю ось, никак не мешает движению.

-15

-16

Удивительно, насколько эргономичным ощущается 40-летний автомобиль сегодня. Толстый кожаный руль идеально подобран по размеру, рука удобно ложится на рычаг переключения передач, а тело будто сливается в единое целое со спортивным сиденьем из натуральной кожи. Ваш взгляд тем временем притягивают нервно подёргивающиеся красные стрелки, которые в то время являлись уделом только автомобилей с литерой M.

-17

-18

Движение в Йоханнесбурге неспешное. И хотя погода здесь обычно солнечная и жаркая, сегодня идёт сильный ливень. Не помешало бы приоткрыть окна, чтобы машина не запотела изнутри. И, конечно же, чтобы послушать, как сладко работает 6-цилиндровый двигатель этой 333i, самой редкой из E30…

-19

Источник: Fabian Hoberg / Jörg Künstle / Hagerty

Авто
5,66 млн интересуются