В комментариях ко вчерашнему тексту по поводу Индии и тому, как Индия помогает нам, пришли товарищи с уточнениями следующего толка:
– Индия не социалистическая страна (прекрасно это знаю, сорок раз об этом упоминал, однако речь шла о том, как Индия себя позиционирует и что долгое время видела идеалом своего развития).
– позиции левых и коммунистов в Индии серьезно просели, и рулят националисты, и вообще «всё сложно» (тоже об этом говорил ранее, и это никак не противоречит тому, что я написал).
Теперь ещё раз объясню свою логику, она предельно проста.
В то, что Индия с её кастовой системой способна к социализму, даже в СССР никто толком не верил. И тем не менее занимались этой страной, возились с ней, объясняли им плюсы социализма и солидарности, строили там, лечили там, хороводились с ними.
Именно поэтому мы имеем результаты сейчас.
А не потому, как всякий раз пишут тут «скептики», – «они ловят свою выгоду». Да все ловят свою выгоду, черт бы вас побрал, таких упрямцев. Просто одни ловят свою выгоду, поставляя оружие на Украину, а другие – поставляя нам. Оружие или составляющие и материалы для оружия. И если на этих других посмотреть, то там 8 из 10 – страны соцблока или которых тащили за уши в соцблок.
Потому что что такое соцблок? Это наука, как выживать вне США, вне Европы, это наука о суверенитете. Это наука о строительстве антиколониальных союзов. И, помимо умения извлекать выгоды, в большинстве стран наши прежние старания – дали плоды.
Даже если социалистические партии кое-где и просели и никакого толкового социализма у них не вышло.
…Ну не сложная же мысль.
К чему тогда объяснять мне, что я и так знаю? Я в Индии был неоднократно, жизнь там видел и наблюдал своими глазами почти во всех концах страны.
Но вот что я помню и что стало для меня откровением.
Был такой (хороший на самом деле) писатель Александр Абрамович Кабаков. Мы с ним выступали вместе в Дели однажды.
Он, к сожалению, был антисоветчик. Хоть и отличный мужик. И Кабаков, как он привык, катаясь по Европам, начал костерить «проклятый совок» в Индии – в зале, где сидел полный зал индийских слушателей и представителей их интеллигенции. И я там сидел.
И Кабаков так разошелся, что перестал смотреть в зал. И лишь в финале своего спича надел очки и посмотрел на происходящее. И увидел, что в зале сижу я один. И говорит: а где все?
Я пожал плечами. Все вышли. Пока он говорил – зал в знак протеста ушел в коридор и ждал там. Сотня людей примерно.
Когда и я вышел – там нас ждали возмущенные индийцы и, едва не плача, обменивались мнениями. Один из них, говоривший по-русски, взял меня под руку и ввел меня в центр их стихийного собрания.
Он пояснил мне происходящее:
– Захар, – сказал он, – мы здесь многие учились в СССР. Но даже те, кто не учился, помнят, как много сделала эта страна для нас, как много построила она у нас, как она научила мир бороться с колонизаторами. Объясни мне: как писатель из России может говорить такое о стране, которая так дорога для нас?
…Как, как. Да вот так.
И теперь, когда Индия принимает те или иные решения, я всегда вспоминаю ту встречу. И вам тоже советую смотреть чуть глубже на происходящее. Потому что, как ни удивительно, посеянное нами в 1917–1985 гг. – возвращается теперь нам добром. А посеянное в минувшие 30 лет – возвращается санкциями и бомбежками Курска, Донецка, Белгорода и Крыма.