Неисчерпаемые источники мысли - это то, к чему ребёнок, став взрослым будет всегда возвращаться (это самое главное его богатство, богатство мышления): природа, труд, моральная красота человеческого поведения, книга и творчество.
Ребёнок делает в природе открытие, удивляется, видит рождение и угасание жизни, начинает мыслить и испытывает от этого радость.
Затем он в труде выражает себя. В труде раскрывается весь смысл человеческой жизни. Высший смысл жизни есть деяние (С. Коненков).
Важная сторона активной деятельности, в которой особенно сильно переживается радость мышления - это творчество. Без него немыслимо познание человеком своих сил и способностей.
Это особая направленность интеллекта. Это сама суть жизни в мире знаний и красоты.
Это нормально, если ребёнку тяжело, что он, напрягая усилия, сделает больше, чем позволяют его маленькие силы. В этом «больше, чем казалось бы» состоит шаг по той нелёгкой тропке к вершине, без достижения которой немыслимо удивление перед неисчерпаемостью собственных духовных сил. Ребёнок переживает гордость за себя, открывает себя.
Школа не должна лишать детей детских радостей. Нужно, чтобы перед детьми открывались все новые и новые радости, а познание не превращалось в скучное учение.
И вместе с тем школа не должна превращаться в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру. Каждый день должен обогащать разум, чувства, волю детей.
Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира.
Каждый шаг ребёнка - путешествие к истокам мышления и речи. Верная дорога к сердцу ребёнка - через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество.
Каждый шаг познания должен облагораживать сердце и закалять волю.
С помощью сказки и фантазии можно открыть истоки мысли и слова.