("Курьер", El correo, 2024, Испания)
Какие контрастные творческие вкусы у испанского director de cine Даниэля Кальпарсоро! То его персонажи носятся по экрану, как угорелые ("Гонщик"), то, наоборот, еле шевелят ногами ("Угроза"), разгуливая по улице. А потом опять пересаживаются на стремительные "тачки" и лихачат по Европе, словно по автодрому... И не чистого адреналина ради, а с уголовно наказуемой целью преступного обогащения - чай не спортивную драму смотрим, а криминальную. Да ещё на основе реальных событий длиною аж 9 лет.
Правда, "реальные события" в "Курьере" вызовут интерес разве что у испанских граждан и только. Вся эта череда политических, финансовых и криминальных скандалов, связанных с переходом Испании с песеты на евро в начале 2000-х. Но, к счастью для нас, не-испанцев, вся большая и незнакомая нам политика протекает здесь на заднем плане и не напрягает.
А на переднем плане мы наблюдаем историю "хождения к успеху" простого мадридского пацана по имени... Иван. Да, именно так - Iván, а не Juan (Хуан), как можно было бы подумать. Так что на сей раз наши переводчики не пороли чушь по кличке Отсебятина, а всё перевели корректно.
"Повесть о настоящем испанском Иване" Кальпарсоро рассказывает нам современным языком. Беря за образец эталон криминально-биографического жизнеописания на экране - "Волк с Уолл-стрит" Скорсезе. Что чертовски похвально. И в целом некоторые из главных фишек "Волка" Даниэль просёк хорошо. Динамика событий в "Курьере" плотная, а их география сменяется, не переставая, вплоть до самого финала. И "обнажёнка" присутствует - хоть не радикально "взрослая", а умеренная, тоже примерно как у Скорсезе. Зато случается она не раз и, главное, всегда к месту. А как иначе-то в истории, где отмываются миллиарды грязных денег?
Ну и любителям крутых "тачек" тут есть, на что посмотреть. Правда, такую дерзоть, как расфигачить о столб "ламборгини", Кальпарсоро, ясен краш, не мог себе позволить - бюджет у его ленты далеко не голливудский. И не такой, чтобы раздолбать хотя бы макет спорткара, ведь постройка оного тоже стоит немалых денег. Но обычные машины в "Курьере" иногда бьются, и то отрадно.
А вот прочими выигрышными козырями "Волка с Уолл-стрит" Даниэль и его сценаристы побрезговали. И очень зря. Ибо чем ещё кроме вышеназванного цепляла зрителя лучшая картина Скорсезе 2010-х? Правильно: яркими, дерзкими и эмоциональными, порой на грани безумия, сценами. И, разумеется, актёрами, которые яростно в них отжигали. Сценами, что навсегда врезались в зрительскую память, и по сей день заставляют пересматривать "Волка" с огромным удовольствием. А что мы видим в "Курьере"?
А то и видим: чётко настроенная динамика повествования - и малоинтересные, проходные ситуации. В которых вроде что-то происходит, но вспомните ли вы, что было в этом фильме, хотя бы через пару месяцев? Как и сам этот фильм? Даже его сцены с "обнажёнкой"? Последние - однотипный до банальности, "обмен жидкостями" (© Золотые Цитаты фантастики 90-х) то в кровати, то в машине, без эффектных приключений в процессе этого. Лишь изредка в "Курьере" случается всплеск остросюжетности, - кто-то за кем-то гонится или кого-то бьёт, - и то совсем ненадолго. Да уж... Прямо-таки испанская обида берёт за Даниэля Кальпарсоро и его нежелание "отжечь по-режиссёрски". Даже, блин, в финале, скучнее которого для этой истории не придумать.
Но вернёмся к нашему гишпанскому Ивану (Арон Пипер), девяти сытым годам чьей жизни посвящен "Курьер".
В голодные годы, что предшествовали сытым, Ивана всё же не нищенствовал. Парень был сыном владельца мелкой закусочной, обедневшего ресторатора. И жил с отцом и матерью не в трущобах, а в нормальной квартире приличного района Мадрида. При этом работал парковщиком в престижном загородном клубе (или в чём-то подобном), что позволяло ему хоть ненадолго, но порулить крутыми "тачками". А между делом изобретал разные схемы, как "поднять бабла", но пока безуспешные.
Там же, в клубе, началась дальнейшая уголовная карьера Ивана. Решив подработать, довезя одного пьяного мужика до Брюсселя на его "ауди", Иван, однако, остался недоволен гонораром. Поэтому пошёл и заявил тем людям, кому алкаш вёз чемодан с наличкой, что тот их обворовывает. Люди пересчитали - и оказалось, что Иван не соврал. После чего ему предложили самому возить подозрительные деньги из Испании в Бельгию. За малый процент от суммы. Вот только суммы те были такими, что ванины проценты за рейс позволили ему без сожаления распрощаться с прежней работой и бизнес-фантазиями. И заняться новым делом по отмыву чьего-то баблища, где курсировали чемоданы, битком набитые евро.
И понесла-а-ась у Ивана новая гламурная еврожизнь. Наполненная всем, чего только его душенька захочет. Элитные танцклубы, отпадные девушки, модный прикид, стильный "порше" - теперь его собственный, - золото-брильянты... А также аристократическая выпивка, закуска и всё остальное, чем пичкают свой организм пацаны, к успеху пришедшие. Но если бы какой другой Иван с лихвой этим удовлетворился, да только не наш. Здесь мания изобретать бизнес-планы и разыгралась с новой силой. Настолько, что он вознамерился аж пойти вразрез со своими боссами. И оттяпать у них часть их клиентуры, чтобы доить её напрямую самому.
Шустрый пацанчик, ты глянь-ка! И явно ещё непуганный. Что ж, последнее своё упущение боссы готовы были исправить, "не отходя от кассы"...
***
В общем, замечательный криминально-драматический фильм... для одноразового просмотра. Да, тот самый случай, когда пересматривать картину нет ни малейшего желания, но однократное удовольствие она даёт вполне и по-честному. Только получайте его не в кругу всей семьи, разумеется. Ведь обилие в фильме любовных игрищ явно сигнализирует, что вашим несовершеннолетним детям это кино противопоказано.
Однако, если свой первый паспорт вы получили давно, и не прочь посмотреть новый динамичный "криминал" от пиренейских сеньоров, здесь "Курьер" придётся очень кстати. И расскажет вам не только про Ивана из Мадрида, много денег возжелавшего, но и прочтёт вам краткую лекцию о внутренней финансовой политике Испании 2000-х - какой-никакой, но тоже плюс.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):