26 августа комсомольцы Луганска и Москвы, по поручению Луганского республиканского комитета КПРФ отправились в дальний путь по Луганской народной республике с целью возвращения бюста вождя революции Владимира Ильича Ленина в один из освобожденных городов республики – Северодонецк.
Утро 26 числа выдалось довольно теплым и солнечным: конец лета в столице республики не похож на наш московский, столбик термометра хоть и поднимается выше 30 градусов, но присутствует небольшой холодный ветерок. Уже с самого утра в здании республиканского комитета кипит работа – в кабинете первого секретаря рескома созвано собрание. Секретари комсомола и партии сели за стол, непринужденно беседовали, спрашивали нас, москвичей, об уже прошедшем первом дне пребывания в республике. Первый секретарь республиканского комитета, Гуменюк Игорь Геннадьевич, не стал затягивать собрание и сразу перешёл к делу: «Нужно отвезти бюст Владимира Ильича в Северодонецк». Он рассказал об истории бюста – его прятала местная жительница в посёлке Меловое во время украинской оккупации. Украинские силовики после принятия доктрины декоммунизации на законодательном уровне всеми правдами и не правдами вымарывали, уничтожали атрибутику, памятники и всё прочее, что связано с советским прошлым Украины. Однако, после освобождения республики силами ВС РФ многие местные жители стали вскрывать свои схроны с советскими флагами, комсомольскими билетами, значками и бюстами – это был один из этих случаев.
Собрание немедленно приступило к планированию маршрута поездки, а также был решен вопрос с бензином для новенькой “газели” «Соболь», на которой комсомольцам предстояло проехать весь путь. Молодые коммунисты погрузились в машину и выехали из города. После пересечения реки Северский Донец москвичи в сопровождении луганчан въехали в посёлок Счастье – один из первых освобожденных городов Луганской народной республики.
Основная масса видов по пути в Меловое – бескрайние поля, полные пшеницы. Часто встречаются зрелые августовские подсолнухи – даже с пассажирского места микроавтобуса виден богатый урожай солнечного растения. Периодически по пути можно наблюдать бывшие укрепленные пункты ВСУ – стоят ДОТ’ы, окопы и остовы техники. “Газель” оставляла позади себя все эти осколки былой силы, которая держала жителей Луганщины разделенными на протяжении 8 лет. Впереди было Меловое.
Меловое – посёлок на бывшей границе с Россией. Именно тут можно во всей красе увидеть проект «Стена» или же, как местные выражаются, «Вал Яценюка», проект бывшего украинского президента Порошенко по возведению неприступных укреплений на границе с Россией, для ограждения России от «Цивилизованной Европы» и ускорения Евроинтеграции Украины. На деле – лишь один хлипкий сетчатый забор прямо посредине улицы. Эта стена скорее напоминает неудавшуюся пародию на Берлинскую стену, однако маленькую и бесполезную, символизирующую абсурдные амбиции националистов, пришедших к власти в 2014 году.
На месте ребят встретил партийный секретарь Андрей Усик. Он стоял у входа в здание местного отделения КПРФ. Рядом с ним находился заветный бюст Владимира Ильича Ленина. Памятник вождю был довольно большой – чуть меньше метра в высоту. Именно его на протяжении 8 лет в сарае прятала местная пенсионерка. К счастью, ни украинская полиция, ни СБУ памятник не нашли. Немного позже, после освобождения райцентра, пенсионерка передала памятник местному партактиву КПРФ, который уже успел восстановить памятник Ленину в самом городе. Во времена украинской администрации её глава Мирный демонтировал бюст Ленину у гимназии и выкинул его в речку Меловая. Партийцы нашли его, очистили, и сейчас бюст украшает улицу Ленина.
После небольшой беседы с партсекретарём комсомольцы погрузили бюст Ильича в «Соболь» и выдвинулись в сторону Северодонецка. Время поджимало, близилось время явки в парткоме Северодонецка – мобильная связь в городе отсутствует, потому все явки в этот город согласовываются сильно заранее. Участники операции по возвращению бюста Вождя боялись, что не успеют, и местный секретарь уйдёт, так и не дождавшись. Перед ними встал путь в 200 километров, который требовалось преодолеть за полтора часа. Опытный водитель-комсомолец с позывным «Кабан» втопил педаль газа до упора. «Соболь» несся со скоростью 140 км/час через всю республику в освобожденный город – Северодонецк.
На въезде в город пришлось сильно сбавить скорость – впереди было КПП военных. Солдат подошел к окну водителя, запросил документы и сказал: «Поворачивайте на досмотр». После того, как микроавтобус встал на обочину, к нему подошел офицер и спросил сидевших в нем ребят о цели поездки и грузе, который они везли. Узнав о целях комсомольцев, он с улыбкой на лице сказал: «Ну, показывайте Ильича». Открыв багажник, он ещё раз проверил документы и после небольшой беседы отпустил их в город. Впереди был Северодонецк.
Сам город сильно пострадал. Участников поездки встретили разрушенные многоэтажные здания, пустые, холодные окна, следы от осколков, которые словно плеть оставляли след на строениях города. Проехав надпись «Спасите наш город от нацистов», “газель” въехала в жилой массив, проехала сгоревший и разбитый ТЦ Кристалл, завернула и остановилась. На границе с частным сектором в многоэтажном доме на первом этаже открылась дверь, и вышел старенький мужчина в очках в футболке с гербом СССР: «Я думал вы уже не приедете, даже оставил записку, где меня искать»
Выгрузив Ильича из “газели”, комсомольцы зашли в Северодонецкий партком. Парни аккуратно поставили бюст на стол и развернули его лицом к партийному знамени. Второй секретарь Северодонецкого горкома КПРФ Гуленко Алексей Сергеевич поблагодарил их за то, что они привезли памятник в город. Позже он рассказал про историю «Декоммунизации» в Северодонецке: «Мы решили восстановить памятники, которые были сняты. В основном все памятники были сняты, кроме Ленина, который был завален депутатом Ляшко. Он приехал 24 августа, никто не ожидал что он приедет, и завалил этот памятник. Памятник Ворошилову у нас снял городской совет – Ленина свалили без решения городского совета, по указанию администрации. Были снят памятники Калинину. Свердлову памятник тоже был завален националистами».
Вечернее солнце уже стремилось заходить за горизонт. Попрощавшись с секретарём, коммунисты сели в машину и выехали из города. Руины, оконные проемы, пустые подъезды города молча провожали их. На подступах к городу когда-то был лес, однако бои выкосили его до основания и перед ребятами встала дорога, по обеим сторонам которой были лишь изуродованные снарядными обстрелами пни, смешанные с землей останки деревьев. Сквозь поле, разбитое, развороченное, был виден горизонт. Вечернее, теплое небо сверху, а снизу земля, которая своим видом напоминала то ли лунную поверхность, с её кратерами, то ли виды кинохроники Первой мировой войны.
Комсомольцы уехали из Северодонецка и выполнили миссию – теперь в освобожденном городе есть памятник Ленину.