Отца в последнее время явно тянет ко мне. Я вижу, как хочется ему, чтобы я была откровенна с ним в ответ на его откровенность. Он тянется, ничего не может с собой поделать, даже нарываясь на мою грубость, терпеливо сносит моё досадное молчание. И в то же время он боится, что я посмеюсь над этой запоздалой тягой, которая стала так сильна в нём. И правильно делает, что боится. Я научилась во всех своих делах обходиться без него, и он сам виноват в том, что это произошло.
Мой отец страдал болезнью, которая, насколько мне известно, поразила многих из его поколения: его манила Сибирь. Он был строитель и почти не жил с нами. Ему было тесно и скучно в городе, где он родился, где жили его жена и сын. Матери был противопоказан климат тех мест, куда забирался отец. Она его понимала, потому никогда не удерживала.
Понять эту метафизику мне было не по уму, и я просто научилась жить без отца. А вот теперь его, видите ли, потянуло ко мне. Кстати, сибирская эпопея закончилась провалом.
Как-то раз мне пришла в голову занятная мысль: если бы отец вернулся удачливым победителем – звания, награды, должности, признания, перспективы – что тогда? Я честно задумалась. Думаю, меня бы тянуло к нему.
Молодые любят успех, высоко ценят удачу и признание. Родители, помните об этом! Мы так устроены, что тут изменишь? Остаётся только учитывать это. Когда отец приковылял из комнаты и аккуратно прикрыл за собой дверь, мать повернулась ко мне с упрёком:
– Почему ты так с ним разговариваешь?!
– Ну нет, – завелась я. – Почему вы все время учите меня, лезете со своими советами?
– А тебе это кажется странным?
– Представь себе. Ведь для того, чтобы учить, нужно иметь на это право. Понимаешь – право!
Мать искренне удивилась:
– А ты считаешь, что у нас его нет?
– А чем вы его заслужили? Можно подумать, что вы прожили изумительную жизнь, что вам нечего стыдиться! Что всё вокруг прекрасно и удивительно, и вам осталось одно – научить всему, что вы умеете, других. Нас. А чему вы будете учить? Чем вам гордиться? Посмотри, что делается вокруг. В какой мир вы нас сунули? Да ещё теперь требуете благодарности. За что? Требуете, чтобы вас с благоговением слушали. За какие заслуги?
– Ты… Мы…
Я вдруг представила, как ей плохо, и мне стало не по себе. Я подумала, что этот отрывок очень точно раскрывает взаимоотношения детей и родителей. Это диалог девушки, которой уже 17 лет, она заканчивает школу.
Для ребенка родители – это первые учителя. Они не обозначают родителей словом «учитель», но вкладывают глубинный смысл в его значение. Родители для ребёнка – это непревзойдённые в чём-то люди. И им просто необходимо это знать.
Из моего детства. Мой папа прекрасно умел мастерить из дерева. Мебель в доме была сотворена его руками. Я часами могла пропадать в его столярной мастерской и наблюдать за его работой. Ни у кого так ловко не получалось, как у него. А мамины пироги до сих пор вспоминают мои одноклассники. Я знала, что никто не выпекал такой хлеб, какой получался у неё: пышный, воздушный, ароматный, с хрустящей корочкой. А запах хлеба – это запах детства.
Для гармоничного развития ребёнку важно знать, что его мама или папа в чём-то превосходят других. Это может показаться странным, но именно эта вера в возможности родителей придаёт детям веру в собственные силы, укрепляет её.
Когда я занялась совершенно новым для меня делом, я поделилась своими сомнениями с сыном. Он очень удивился, что у меня что-то может не получится. «Мам, я не узнаю тебя. Что за сомнения?! Вперёд!»
Ребёнок души не чает в своих родителях. И если возникают сложности в отношениях, ищите причину в себе, родители. Родители многого не знают в своих детях. Дети же тоньше чувствуют своих родителей. Почему?
А вы как считаете?
Читайте также в нашем блоге: