Качественное топливо очень сильно влияет на работу двигателя автомобиля, на срок службы компонентов топливной системы, на его разгонную динамику и раскрытие потенциала, заложенного в двигатель на этапе проектирования. Ранее я писал о том, видах бензина и о том, как определить подойдет он для Вашего автомобиля или нет. Сегодня про присадки в топливо: какие бывают для бензина, а какие для солярки, для чего они нужны и действуют ли.
Добрый день! Меня зовут Дмитрий, я работаю с автомобилями с 2016 года и делюсь с Вами тем, что знаю об обслуживании автомобиля.
Присадки в бензин
Присадки для бензина можно разделить на три группы:
1) Влаговыводящие присадки
2) Октан-корректоры
3) Очищающие присадки
Влаговыводящие (дегидрирующие) присадки
Данные присадки предназначены для связывания воды в топливном баке с топливом и его вывода из бака при сжигании топлива в двигателе. Вода появляется в баке в результате заливки некачественного топлива, из-за конденсации водяного пара на стенках бака при езде с низким уровнем топлива, особенно проявляется в зимнее время. Вода вредна тем, что вызывает появление очагов коррозии на металлических частях топливной системы, из-за разности плотности вода опускается вниз и может заполнить приемный «стакан» топливного модуля, что приведет к тому, что топливо не будет в нужном объеме подаваться к двигателю. А в зимнее время из-за замерзания может и вовсе «разорвать» льдом топливный модуль.
Для самого бака, если он стальной и был когда то подмят. Начнет появляется коррозия и рано или поздно бак проржавеет.
Самый банальный способ избавиться от воды в баке – слить из него все и просушить. Но данный процесс довольно затратен по времени и средствам, если проводить процедуру не самому.
Здесь на помощь и приходит химическая промышленность.
Дегидрирующие присадки имеют в своей основе спирт ,который позволяет смешивается и с водой и с бензином. По итогу эта смесь подается в двигатель и небольшое количество воды не вредит ни мотору ни топливной системе. Некоторые автомобильные бренды включают использование таких присадок в ТО. Например бренды VAG. При проведении ТО владельцу выдавалась баночка присадки G17 и инструкция, как использовать ее при очередной заправке топливом.
Октан-корректоры
Наиболее странная и непонятная присадка в наше время.
Октан-корректор призван повысить октановое число бензина и как следствие детонационную стойкость. Но формула расхода один флакон=одна заправка и разница в заправке между, например 92 и 95 бензином полного бака, зачастую меньшая чем стоимость флакона присадки, сводит весь смысл ее на нет.
Проведенный энтузиастами Nissan Клуба тест присадок в лаборатории (источник: https://www.drive2.ru/c/9611/) показал, что эффективность подавляющего числа присадок не превышала +0,5 к октановому числу. Самая большая прибавка - +1,7.
Очищающие присадки
Самая обширная по количеству предложений на рынке категория присадок. Цель их проста – очистка форсунок топливной системы. Действуют они сродни жидкости для промывки форсунок без снятия при помощи станции, которая подключается к топливной магистрали вместо линии от бака (самые известные и часто используемые варианты таких промывок производятся под брендами Wepp, Wynn's, а также российский Lavr). Плюс такой присадки неоспорим - простота использования. Залил в бак при заправке, поездил, в зависимости от "ядрености" после поменял свечи и масло или только свечи.
Но есть и минус - мало исследований, подтверждающих эффективность, что осложняет поиск действительно работающей присадки - приходится полагаться только на отзывы, которые построены на ощущениях от вождения после применения. Но все-таки, качественные сравнения есть. Редакция "ЗР" проверила несколько вариантов (источник: https://www.zr.ru/content/articles/748580-test-ochistitelej-toplivnoj-sistemy-nechistaya-sila/) и сделала вывод о том, что присадки в бак действительно работают, но не все. И убирают лаковые загрязнения не только из форсунок, но и с поршней и клапанов.
Присадки в дизельное топливо
Присадки в дизельное топливо бывают:
1) Цетан-корректоры - повышают цетановое число топлива (обратный аналог октанового числа. Если октановое число показывает детонационную стойкость - способность не воспламеняться без искры, то цетановое число показывает способность топлива как можно быстрее воспламеняться при впрыске. Чем больше цетановое число - тем меньше задержка между впрыском и началом горения)
2) Смазывающие - эти присадки улучшают смазывающие свойства топлива, которые очень важны для дизельной топливной аппаратуры - форсунок, топливного насоса высокого давления (ТНВД). Смазывающие присадки помогают компенсировать недостаток смазывающих свойств низкосернистого дизельного топлива, предотвращая преждевременный износ и увеличивая срок службы таких ключевых компонентов, как топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунки. Это достигается благодаря химическим соединениям на основе серы, которые способствуют лучшей смазке высоконагруженных деталей.
3) Очищающие - смысл такой присадки абсолютно идентичен очищающим присадкам в бензин.
4) Предотвращающие повышения вязкости топлива с понижением температуры (антигель) - это специальные присадки, предназначенные для предотвращения загустевания дизельного топлива при низких температурах. Согласно ГОСТ 305-2013, дизельное топливо классифицируется на четыре марки: летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З), и арктическое (А). Зимнее топливо выдерживает до -30°C, в то время как летнее топливо не рекомендуется использовать при температуре ниже -5°C, так как парафины в его составе могут кристаллизоваться, что делает запуск двигателя невозможным.
Антигель обволакивает кристаллы парафина в топливе, предотвращая их объединение в более крупные частицы, которые могут забить топливную систему. Это позволяет дизельному топливу оставаться жидким при низких температурах, обеспечивая свободный проход через топливный фильтр и облегчая запуск двигателя.
Использование антигеля особенно актуально в условиях неожиданного похолодания или при использовании топлива, которое оказалось недостаточно качественным для текущих погодных условий. Добавление антигеля в топливо снижает температуру его застывания до -47°C, что позволяет дизелю свободно проходить через топливные фильтры.
При выборе и использовании антигеля важно соблюдать рекомендации производителя относительно пропорций присадки к топливу и условий хранения. Также следует учитывать, что антигель не предотвращает помутнение топлива, а начинает действовать только при начале кристаллизации парафинов.
Вместо вывода:
Присадки в бензин, такие как дегидрирующие и очищающие, периодически нужно использовать. При использовании важно соблюдать инструкцию к составу, а также для качественного размешивания с топливом заливать перед заливкой топлива во время заправки. Октан-корректор - весьма непонятная в наше время присадка, использование которой нецелесообразно экономически, а также малоэффективно по назначению.
Присадки в дизельное топливо, такие как антигель, смазывающие и очищающие - тоже имеют доказанную эффективность и используются нашими автомобилистами. Цетан-корректор, также как и октан-корректор, нецелесообразно использовать.
Главное - заправляйтесь на проверенных заправках, которые проверены большим количеством водителей, тогда качество топливо будет обеспечивать нормальную работу двигателя и без введения дополнительных присадок для улучшения свойств топлива.
Второе главное - присадки - не панацея и не отменяют необходимости обслуживания автомобиля или его ремонта. Ни одна очищающая присадка или смазывающая присадка не заменит ремонта топливной системы, если детали уже изношены.
Еще статьи по теме автомобильного сервиса