Найти тему

Присадки в топливо: панацея или плацебо?


Качественное топливо очень сильно влияет на работу двигателя автомобиля, на срок службы компонентов топливной системы, на его разгонную динамику и раскрытие потенциала, заложенного в двигатель на этапе проектирования. Ранее я писал о том, видах бензина и о том, как определить подойдет он для Вашего автомобиля или нет. Сегодня про присадки в топливо: какие бывают для бензина, а какие для солярки, для чего они нужны и действуют ли.


Добрый день! Меня зовут Дмитрий, я работаю с автомобилями с 2016 года и делюсь с Вами тем, что знаю об обслуживании автомобиля.

Сервисный Консультант | Дзен


Присадки в бензин
Присадки для бензина можно разделить на три группы:
1) Влаговыводящие присадки
2) Октан-корректоры
3) Очищающие присадки


Влаговыводящие (дегидрирующие) присадки
Данные присадки предназначены для связывания воды в топливном баке с топливом и его вывода из бака при сжигании топлива в двигателе. Вода появляется в баке в результате заливки некачественного топлива, из-за конденсации водяного пара на стенках бака при езде с низким уровнем топлива, особенно проявляется в зимнее время. Вода вредна тем, что вызывает появление очагов коррозии на металлических частях топливной системы, из-за разности плотности вода опускается вниз и может заполнить приемный «стакан» топливного модуля, что приведет к тому, что топливо не будет в нужном объеме подаваться к двигателю. А в зимнее время из-за замерзания может и вовсе «разорвать» льдом топливный модуль.
Для самого бака, если он стальной и был когда то подмят. Начнет появляется коррозия и рано или поздно бак проржавеет.
Самый банальный способ избавиться от воды в баке – слить из него все и просушить. Но данный процесс довольно затратен по времени и средствам, если проводить процедуру не самому.
Здесь на помощь и приходит химическая промышленность.
Дегидрирующие присадки имеют в своей основе спирт ,который позволяет смешивается и с водой и с бензином. По итогу эта смесь подается в двигатель и небольшое количество воды не вредит ни мотору ни топливной системе. Некоторые автомобильные бренды включают использование таких присадок в ТО. Например бренды VAG. При проведении ТО владельцу выдавалась баночка присадки G17 и инструкция, как использовать ее при очередной заправке топливом.


Октан-корректоры
Наиболее странная и непонятная присадка в наше время.
Октан-корректор призван повысить октановое число бензина и как следствие детонационную стойкость. Но формула расхода один флакон=одна заправка и разница в заправке между, например 92 и 95 бензином полного бака, зачастую меньшая чем стоимость флакона присадки, сводит весь смысл ее на нет.
Проведенный энтузиастами Nissan Клуба тест присадок в лаборатории (источник:
https://www.drive2.ru/c/9611/) показал, что эффективность подавляющего числа присадок не превышала +0,5 к октановому числу. Самая большая прибавка - +1,7.

Присадка по повышению октанового числа - как курс у инфоцыган. Обещает мгновенный рост (мощности) и ускорение
Присадка по повышению октанового числа - как курс у инфоцыган. Обещает мгновенный рост (мощности) и ускорение

Очищающие присадки
Самая обширная по количеству предложений на рынке категория присадок. Цель их проста – очистка форсунок топливной системы. Действуют они сродни жидкости для промывки форсунок без снятия при помощи станции, которая подключается к топливной магистрали вместо линии от бака (самые известные и часто используемые варианты таких промывок производятся под брендами Wepp, Wynn's, а также российский Lavr). Плюс такой присадки неоспорим - простота использования. Залил в бак при заправке, поездил, в зависимости от "ядрености" после поменял свечи и масло или только свечи.

Но есть и минус - мало исследований, подтверждающих эффективность, что осложняет поиск действительно работающей присадки - приходится полагаться только на отзывы, которые построены на ощущениях от вождения после применения. Но все-таки, качественные сравнения есть. Редакция "ЗР" проверила несколько вариантов (источник: https://www.zr.ru/content/articles/748580-test-ochistitelej-toplivnoj-sistemy-nechistaya-sila/) и сделала вывод о том, что присадки в бак действительно работают, но не все. И убирают лаковые загрязнения не только из форсунок, но и с поршней и клапанов.

Популярные очищающие присадки. Иллюстрация "ЗР"
Популярные очищающие присадки. Иллюстрация "ЗР"

Присадки в дизельное топливо

Присадки в дизельное топливо бывают:

1) Цетан-корректоры - повышают цетановое число топлива (обратный аналог октанового числа. Если октановое число показывает детонационную стойкость - способность не воспламеняться без искры, то цетановое число показывает способность топлива как можно быстрее воспламеняться при впрыске. Чем больше цетановое число - тем меньше задержка между впрыском и началом горения)

Эффективность - недоказанная, а вот бутылка с дозатором удобная
Эффективность - недоказанная, а вот бутылка с дозатором удобная

2) Смазывающие - эти присадки улучшают смазывающие свойства топлива, которые очень важны для дизельной топливной аппаратуры - форсунок, топливного насоса высокого давления (ТНВД). Смазывающие присадки помогают компенсировать недостаток смазывающих свойств низкосернистого дизельного топлива, предотвращая преждевременный износ и увеличивая срок службы таких ключевых компонентов, как топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунки. Это достигается благодаря химическим соединениям на основе серы, которые способствуют лучшей смазке высоконагруженных деталей.

Ликви Моли можно доверять. Наверное
Ликви Моли можно доверять. Наверное

3) Очищающие - смысл такой присадки абсолютно идентичен очищающим присадкам в бензин.

После 2022 года присадки Мотюль, очень популярные в России, стало сложнее найти. Зато есть Вепп - тоже самое, но под другим брендом
После 2022 года присадки Мотюль, очень популярные в России, стало сложнее найти. Зато есть Вепп - тоже самое, но под другим брендом

4) Предотвращающие повышения вязкости топлива с понижением температуры (антигель) - это специальные присадки, предназначенные для предотвращения загустевания дизельного топлива при низких температурах. Согласно ГОСТ 305-2013, дизельное топливо классифицируется на четыре марки: летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З), и арктическое (А). Зимнее топливо выдерживает до -30°C, в то время как летнее топливо не рекомендуется использовать при температуре ниже -5°C, так как парафины в его составе могут кристаллизоваться, что делает запуск двигателя невозможным.

Антигель обволакивает кристаллы парафина в топливе, предотвращая их объединение в более крупные частицы, которые могут забить топливную систему. Это позволяет дизельному топливу оставаться жидким при низких температурах, обеспечивая свободный проход через топливный фильтр и облегчая запуск двигателя.

Использование антигеля особенно актуально в условиях неожиданного похолодания или при использовании топлива, которое оказалось недостаточно качественным для текущих погодных условий. Добавление антигеля в топливо снижает температуру его застывания до -47°C, что позволяет дизелю свободно проходить через топливные фильтры.

Капотный тягач как-бы намекает на целевую аудиторию
Капотный тягач как-бы намекает на целевую аудиторию

При выборе и использовании антигеля важно соблюдать рекомендации производителя относительно пропорций присадки к топливу и условий хранения. Также следует учитывать, что антигель не предотвращает помутнение топлива, а начинает действовать только при начале кристаллизации парафинов.

Вместо вывода:

Присадки в бензин, такие как дегидрирующие и очищающие, периодически нужно использовать. При использовании важно соблюдать инструкцию к составу, а также для качественного размешивания с топливом заливать перед заливкой топлива во время заправки. Октан-корректор - весьма непонятная в наше время присадка, использование которой нецелесообразно экономически, а также малоэффективно по назначению.

Присадки в дизельное топливо, такие как антигель, смазывающие и очищающие - тоже имеют доказанную эффективность и используются нашими автомобилистами. Цетан-корректор, также как и октан-корректор, нецелесообразно использовать.

Главное - заправляйтесь на проверенных заправках, которые проверены большим количеством водителей, тогда качество топливо будет обеспечивать нормальную работу двигателя и без введения дополнительных присадок для улучшения свойств топлива.

Второе главное - присадки - не панацея и не отменяют необходимости обслуживания автомобиля или его ремонта. Ни одна очищающая присадка или смазывающая присадка не заменит ремонта топливной системы, если детали уже изношены.

Еще статьи по теме автомобильного сервиса

Обслуживание автомобилей и автомобильный сервис | Сервисный Консультант | Дзен