«Главное в цирке - доброта! Если человек не добрый, он в цирке не сможет работать», - говорил народный артист СССР Юрий Никулин. Казалось, у него всегда было хорошее настроение. Юрий Владимирович прошел две войны, не сразу осуществил свою актерскую мечту, но от всех неприятностей в жизни его спасал юмор.
Когда в 1966 году на экраны вышел фильм Тарковского «Андрей Рублев» зрители были поражены не только самой картиной в целом и многими актерскими работами, но и Юрием Никулиным, который неожиданно для всех сыграл трагическую роль монаха-ключаря Патрикея. В зрительном зале, когда видели Никулина в его первой сцене, поначалу раздавался смех: все ждали, что знаменитый Балбес будет смешить. А потом… Особенно потряс эпизод, когда его героя пытают с целью узнать, где спрятаны сокровища. На ключаря льют раскаленное масло, но он героически выдерживает пытки. Супруга Юрия Владимировича рассказывала, что эти съемки дались ему нелегко.
- Он снимался утром на «Мосфильме», затем приезжал домой еще в гриме монаха. Умывался, переодевался - и отправлялся в цирк смешить людей. Трудный контраст. Он же профессионального актерского образования не имел, техники не было, приходилось играть через себя. А это очень тяжело, - вспоминала в разговоре со мной Татьяна Николаевна Никулина.
Сам Юрий Никулин в своих мемуарах писал: «Снимали мой план по пояс. Начали первый дубль. Горит факел, артист, играющий татарина, произносит свой текст, а я кричу страшным голосом все громче и громче. Кричу уже что есть силы. Просто ору. Все наблюдают за мной, и никто не видит, что с факела на мои босые ноги капает горячая солярка. Я привязан накрепко, ни отодвинуться, ни убрать ногу не могу, вращаю глазами и кричу что есть силы. Когда боль стала невыносимой, я стал выкрикивать в адрес татарина слова, которых нет в сценарии. Наконец съемку прекратили. Подходит ко мне Андрей Тарковский и говорит: «Вы молодец! Вы так натурально кричали, а в глазах была такая настоящая боль. Просто молодец!» Я объяснил Тарковскому, почему так натурально кричал. Показал ему на свои ноги, а они все в пузырях от ожогов».
Никулин даже о драматических ситуациях в своей жизни рассказывал со смехом. Еще с детства любил посмешить людей, школьником записывал в тетрадку анекдоты. Причем, записи были поделены на две части – «приличные» и «неприличные». Будучи сыном провинциальных самодеятельных артистов, конечно, ему была интересна именно актерская профессия. Хотя еще подростком понял, что внешность у него далека от идеальных артистов, которых показывают по телевизору. В школе он влюбился в одноклассницу. Правда, признаться ей в этом, так и не решился. Но именно тогда стал интересоваться, как выглядит со стороны: «Я все чаще стал разглядывать себя в отцовское зеркало и страшно переживал, что голова у меня какая-та продолговатая, дынькой, как говорила мама, а нос слишком большой. Таким я казался себе в тринадцать лет».
Юмор и тетрадь с анекдотами спасали Никулина и во время службы в армии – воевал в советско-финскую войну под Ленинградом, и во время Великой Отечественной войны, которую он прошел от Ленинграда до Латвии. Однажды он выиграл спор с однополчанином о том, кто больше знает анекдотов. Кстати, сейчас та знаменитая тетрадь хранится в музее цирка на Цветном бульваре.
- На войне были ситуации для смеха и доброты, - рассуждал Юрий Владимирович. - Да и смеяться над самим собой я научился именно в армии. Подшучивали друг над другом постоянно. Ведь, если увидят, что ты обиделся на шутку, то засмеют вконец. Вот и научился.
- Для меня его увлечение анекдотами было катастрофой! – признавалась мне супруга артиста Татьяна Никулина. - Представьте: Юра узнавал новый анекдот, приходил домой и рассказывал его мне и сыну Максиму. Потом звонил нашему соседу по дому Ростиславу Плятту и рассказывал ему. Потом к нам приходили люди – и он снова начинал все сначала. Потом мы оказывались в какой-нибудь компании – и он рассказывал этот анекдот там. И каждый раз я должна была смеяться. Не сидеть же с мрачным лицом!
Из-за простоватой внешности его часто воспринимали глупым. Поэтому-то Леонид Гайдай взял Юрия когда-то на роль Балбеса в свои первые короткометражки «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс». «Там и гримировать ничего не надо» - вынес вердикт режиссер. Но это будет позже, а сначала Никулина не приняли ни в театральные вузы, ни в институт кинематографии. Говорили: «Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем прямо: вряд ли вас будут снимать в кино». Поэтому долгое время он потом отказывался даже пробоваться в кино. Стеснялся. Зато поступил в школу-студию разговорных жанров при московском цирке на Цветном бульваре. Вот где пришелся к месту его типаж – в клоунаде. Не случайно его сразу взял к себе в ассистенты знаменитый клоун Карандаш (Михаил Румянцев).
Умение придумывать репризы, самому изобретать клоунский реквизит Никулину пригодились в первой своей кинороли, когда его пригласили сыграть эпизод – пиротехника в фильме «Девушка с гитарой». Памятуя о том, как все отзывались о его внешности, он поначалу отказывался. Уговорила жена: «Позвони режиссеру, скажи, что согласен. Просто попробуй!» И он послушался. Во время съемок этой небольшой сцены от волнения Никулин забыл почти весь текст, метался перед камерой, пытаясь показать свою шутиху - хлопушку. И это так выглядело забавно, что дубль оставили в фильме. При этом, Юрий сымпровизировал: стал поджигать шутиху не спичками, а папироской, которую курил член комиссии, перед которой показывал свой номер. Сегодня ту кинокартину уже мало кто помнит, а вот эпизод с неудачливым пиротехником-Никулиным особенно запомнился зрителю. После этого артиста стали приглашать в кино. Даже специально писать для Никулина роли. Например, Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским писали сценарий фильма «Берегись автомобиля» с учетом, что Деточкина будет играть Никулин. Но перед съемками он вынужден был отказаться, потому что уезжал с цирком на длительные зарубежные гастроли. Или Гайдай очень хотел, чтобы артист сыграл Ивана Васильевича, который «меняет профессию», но опять же помешал цирк. Ведь он, цирк, всегда был на первом месте для Никулина.
На главную роль в фильме «Ко мне, Мухтар!» уже известного киноактера Юрия Никулина тоже уговорили не сразу. Актер считал, что не может после жуликов и алкашей играть милиционера. Сошлись на том, что сделают кинопробы, а, если Никулин сам себе не понравится, пригласят другого актера. Для проб выбрали сцену, в которой Глазычев после ограбления санатория расспрашивает плачущую кладовщицу (Екатерина Савинова). Перед началом съемки Савинова попросила Никулина обозвать ее «плохой актрисой», чтобы она лучше расплакалась. Юрий Владимирович поначалу долго отказывался произносить обидные слова, а потом вдруг сдвинул брови и заявил: «С чего вы взяли, что вы плохая?! Совсем нет. Вы просто бездарная актриса. Мало того, вы – дура!» Савинова не поняла игру, обиделась и расплакалась по-настоящему. Эпизод сняли, и получился он весьма убедительным. К этой роли Никулин готовился тщательно. В течение двух недель с утра надевал милицейскую форму, проводил много времени в собачьем питомнике, выезжал с милиционерами на операции. А на съемках часто снимал усталость и напряжение съемочной группы опять же анекдотами.
- Лежим все вповалку в тулупах в какой-то маленькой комнатке, - вспоминал актер Лев Дуров, который сыграл в «Мухтаре» бандита. – Мороз жуткий – даже собаки воют от холода. И вдруг раздается голос Юрия Никулина: «Вот сейчас в цирке у нас артист готовит номер: гигантские черепахи!» Наступает гробовая тишина, и даже собаки замолкают. Никулин продолжает: «Он выходит в белом жабо, бьет кнутом, и на манеж выползают восемь огромных черепах. Они делают полный круг. Артист говорит: «Ап!» - и они все встают на задние лапы…» Через большую паузу Никулин добавляет: «Восемь часов идет номер!» И тут у нас от хохота начинается истерика.
Роль алкаша-тунеядца Кузьмы Иорданова в картине «Когда деревья были большими» тоже стала весьма необычной для амплуа Никулина. Вроде и комедийный персонаж, а его героя зрителям становится жалко. Помнится, Иорданов там со вздохом произносит: «За такие шутки в наше время по лбу схопатывали». Этакий намек на сталинскую цензуру! Но тогда уже началась «хрущевская оттепель», поэтому цитату пропустили.
Вообще, Юрий Владимирович никогда в политику не вмешивался, держался подальше от великих мира сего. Хотя были у него возможности, и не раз, познакомиться, подружиться и с Хрущевым, например, и с Брежневым. В последние годы, если и общался с высокопоставленными представителями власти, то только, чтобы попросить помочь цирку. А вот на манеже позволял себе довольно рискованные по тем временам шутки. Как-то в Киеве цирковые играли новогоднюю елку. Никулин был Бармалеем и превращал хороших детей в плохишей. И вот на очередном спектакле один мальчик спрашивает: «А если я не буду превращаться в плохого?» Никулин отвечает: «Ну… пошлем тебя на картошку». Его потом вызвали за это в украинское министерство культуры, ругали. А он - им: «У нас в Москве сама министр культуры СССР Екатерина Фурцева была на спектакле. Слышала эту фразу и ничего нам не сказала». Соврал. И проскочило. Еще один пример: как-то работали клоунаду «Бревно». Они со своим многолетним партнером Михаилом Шуйдиным садятся на бревнышко, вытирают пот, «режиссер» их спрашивает: «Как вы сидите? Куда вы смотрите?» По сценарию они должны ответить: «Туда». Но Никулин неожиданно брякнул: «В светлое будущее». И опять его вызывали на ковер, и опять ругали.
- Однажды отмечали мы 7 ноября. Юра со своим другом, режиссером Илюшей Гутманом вдвоем вышли на улицу, - вспоминала Татьяна Никулина. - Долго их не было, мы уже волноваться начали. Вдруг дверь открывается, они стоят на пороге, а в руках – охапки красных флагов. «Девочка, это тебе вместо цветов», - радостно говорит Юра. Оказывается, они шли по переулку и снимали с домов флаги. Я похолодела от ужаса. Говорю: «Сволочи, немедленно идите и вешайте все обратно! Посадят же нас всех…» Пришлось им все возвращать на место. А однажды ночью влезли в пивной ларек и утащили оттуда все кружки. Принесли к нам домой, поставили, а сами улеглись спать. Утром моя мама отнесла с извинениями все это продавщице ларька.
С пьяницами, которые на улице часто тянули его выпить, Никулин вел себя по-человечески. Ведь всем казалось, что он должен быть похож на своего героя Балбеса. И артист придумал: когда к нему подходили с подобным предложением, он заговорщицки шептал: «Знаешь, нельзя мне - я зашит!» Услышав это, выпивоха понимающе кивал головой и отходил. И тогда у Никулин родилась реприза: партнер его спрашивал: «А ты не пьешь больше?» - «Не пью, я завязал» - отвечал он и в подтверждение своих слов доставал из кармана бутылку водки с горлышком, завязанным узлом. Эту бутылку специально изготовили на стеклозаводе.
- Он не любил слово «Нет». Такой уж был характер, - рассказывала супруга артиста. - Звонят ему, например, с предложением поучаствовать в каком-то концерте. Он понимает, что ему некогда, да и желания большого нет. Но начинает: «Я не знаю, ничего пока не могу сказать. Позвоните завтра». А назавтра снова: «Позвоните попозже». Я тогда ему говорю: «Юра, ну что ты мучаешь людей? Скажи нет - и все». Зато он всегда ходил просить за других к чиновникам. Однажды пришел к одному, чтобы замолвить словечко за коллегу. Мол, семья у него большая, а ютится парень в коммуналке. Тот спрашивает между делом: «А вы-то где живете, товарищ Никулин?» Он и ответил: «Тоже в коммуналке. Но сейчас речь не обо мне…» И это в 1970-м, когда Юра уже был очень популярным. Вот так, можно сказать случайно, нам и выделили квартиру, вместе с тем человеком, за которого Юра хлопотал. А не задай тот начальник вопрос, сам Юра никогда не попросил бы за себя.
Когда Никулину исполнилось 60 лет, он решил уйти с манежа. Объяснял: «Поседел, а над старым клоуном не будут смеяться, будут жалеть! Это неправильно!» И стал руководителем цирка на Цветном бульваре, который сейчас носит имя артиста.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов