Найти в Дзене
Невиданный футбол

Спортивная бизнес империя Red Bull

Все знают, что такое Ред Булл? Это не просто производитель сладкого энергетического напитка, это целая спортивная бизнес империя! И сегодня мы расскажем вам ее историю! Вперед! Итак, что же такое «Ред булл» в мире спорта? Загибайте пальцы. Флагманский футбольный проект - «Ред Булл Лейпциг» - в прошлом году взял Кубок Германии. Соседний «Ред Булл Зальцбург» - год за годом берет чемпионат Австрии, где у него фактически нет соперников. Дальше - «Формула 1». Пилот команды «Ред Булл» Макс Ферстаппен прервал гегемонию «Мерседеса», впервые став чемпионом мира. Это не все. На Олимпийских играх в Пекине 6 спортсменов, рекламирующих «Ред Булл», завоевали золотые медали в пяти различных дисциплинах. Добавьте сюда практически полную монополию в экстремальных видах спорта. Всего этого достаточно, чтобы смело сказать - Ред Булл - одна из самых больших спортивных бизнес империй. Но как же она появилась? 18 августа 1985 года, Австрия. 25-летний автогонщик Герхард Бергер находился в волнении перед свое
Оглавление

Все знают, что такое Ред Булл? Это не просто производитель сладкого энергетического напитка, это целая спортивная бизнес империя! И сегодня мы расскажем вам ее историю! Вперед!

Гоночная команда Red Bull
Гоночная команда Red Bull

Итак, что же такое «Ред булл» в мире спорта? Загибайте пальцы. Флагманский футбольный проект - «Ред Булл Лейпциг» - в прошлом году взял Кубок Германии. Соседний «Ред Булл Зальцбург» - год за годом берет чемпионат Австрии, где у него фактически нет соперников. Дальше - «Формула 1». Пилот команды «Ред Булл» Макс Ферстаппен прервал гегемонию «Мерседеса», впервые став чемпионом мира. Это не все. На Олимпийских играх в Пекине 6 спортсменов, рекламирующих «Ред Булл», завоевали золотые медали в пяти различных дисциплинах. Добавьте сюда практически полную монополию в экстремальных видах спорта. Всего этого достаточно, чтобы смело сказать - Ред Булл - одна из самых больших спортивных бизнес империй. Но как же она появилась?

Давайте перенесемся на 40 лет назад.

18 августа 1985 года, Австрия. 25-летний автогонщик Герхард Бергер находился в волнении перед своей первой гонкой «Формулы 1» на домашней трассе. Неожиданно к нему подошел незнакомый человек и заявил, что хочет стать его спонсором. Правда, он тут же сказал, что никаких денег у него нет, зато есть идея нового продукта, который наверняка принесет миллионы и лицом которого должен стать именно Герхард Бергер. Вариантов у гонщика все равно особо не было, так что, ударили по рукам.

Герхард Бергер стал первым спортсменом, который прорекламировал продукцию "Ред Булла"
Герхард Бергер стал первым спортсменом, который прорекламировал продукцию "Ред Булла"

Спустя пару лет, когда Бергер выиграл гонку в Австралии, он поднялся на подиум, а в руках у него, вместо привычного шампанского, была баночка с энергетическим напитком. А на ней надпись - Ред Булл. В те годы Бергер и представить не мог, что его чудаковатый партнер спустя пару десятилетий станет одним из главных действующих лиц в «Формуле 1».

Итак, знакомьтесь - Дитрих Матешиц. Создатель компании «Ред Булл». Стоит сказать, что жизнь Дитриха никак не была связана со спортом - он окончил университет по специальности «маркетинг», и дальше стал расти по карьерной лестнице. В 33 года он возглавил отдел международного маркетинга компании Blеndax - производителя зубной пасты «Blend-a-med». В жизни Матешица все было хорошо и спокойно – приличная зарплата топ-менеджера, домик в пригороде Зальцбурга. Но все изменила командировка в Бангкок.

Основатель компании Red Bull Дитрих Матешиц
Основатель компании Red Bull Дитрих Матешиц

Прежде, чем перенестись в Тайланд

Давайте немного углубимся в историю энергетических напитков. Одним из первых подобных продуктов был японский «Липовитан Д». Это был напиток на основе таурина – аминокислоты, вызывающей возбуждающее действие. Таурин содержится в тканях большинства живых организмов и название получил от латинского слова Tаurus – что значит бык, так как впервые был синтезирован из желчи этого животного. Липовитан достаточно быстро стал продаваться в Тайланде, где местные предприниматели решили сделать более дешевые аналоги. Одним из бизнесменов, который сделал аналог японскому энергетику, был 45-летний Чалео Ювидья – выходец из семьи бедных китайских иммигрантов. Чалео немного изменил рецепт «Липовитана», и заметно его подсластил, чтобы подстроиться под вкус местных жителей. Свой продукт он назвал Krаting Daеng (Кратинг Даенг) - что в переводе значит «Красный бык». На этикетке нового напитка изобразили двух сошедшихся в схватке красных бизонов на фоне желтого солнечного диска.

Чалео Ювидья изобрёл логотип, который сегодня знают во всём мире
Чалео Ювидья изобрёл логотип, который сегодня знают во всём мире

Напиток он продвигал среди сельских жителей и дальнобойщиков, и бизнес шел в гору. Krating Daeng даже решил попробовать выйти на европейский рынок. Для этого Чалео обратился к немецкой компании Blendax. И вот, в 1984 году в Таиланд прибыл директор по международному маркетингу Blendax Дитрих Матешиц. В его планах была встреча с Чалео Ювидьей. Подобных встреч у австрийского менеджера было несколько десятков за год. Но именно эта изменила всю его жизнь.

Планируя поездку, Дитрих решил не затягивать ее деловую часть, поэтому договорился о встрече с Чалео сразу же после прилета в баре отеля. Но общение не клеилось. Матешица накрыл жесткий джетлаг, который вырубал прямо во время разговора с партнером. Ювидья заметил это и предложил попробовать свой напиток, чтобы прийти в себя. После одной бутылочки Матешиц ожил, будто и не было многочасового перелета. Эффект произвел на него колоссальное впечатление. Ему просто снесло крышу. Вернувшись домой, Дитрих уволился с работы, собрал все накопления, взял кредит и вернулся в Таиланд, чтобы договориться с Чалео о совместном бизнесе – выводе таиландского энергетика на европейский рынок.

«Это было не спонтанное решение. Просто я ощущал, что уперся в потолок и что то, как я живу – это не то, о чем я мечтал, – вспоминал Матешиц спустя много лет. – Все, что я видел в жизни – это одинаковые серые самолеты, одинаковые серые костюмы, одинаковые серые лица."

Дитрих и Чалео

Партнёры вложили в новый бизнес по полмиллиона долларов, получив равные доли, но договорились, что вся работа по выходу в Европу будет на Дитрихе, а его таиландский партнер обеспечит производство на месте. Матешиц настолько верил в успех, что даже не внес никаких изменений – оставил прежний логотип и рецепт, разве что сделал напиток газированным. А еще перевел название с тайского на английский – так получился «Ред Булл». И решил продавать напиток не в стеклянных бутылочках, а в алюминиевых банках.

Азиатская версия Red Bull
Азиатская версия Red Bull

Именно спорт с самого начала стал для «Ред Булла» основным каналом маркетинговой коммуникации.

«Для меня это было естественно – вспоминал Дитрих. - Я с 20 лет был в тусовке, которая занималась экстремальными видами спорта. Большинство чемпионов Австрии - мои друзья, и мы проводили время вместе, катаясь на горных велосипедах, виндсерфинге, сноуборде, горных лыжах».

Договоренность с гонщиком «Формулы 1» Герхардом Бергером – первый спортивный контракт «Ред Булла», и тут сказалась любовь Матешица к спортивным машинам и гонкам.

Раскрутка

У Дитриха не было денег на дорогую телерекламу, поэтому он переключился на сарафанное радио. Матешиц нанимал студентов, которые разъезжали по кампусам университетов и местам скопления модных баров на «Мини Купере» с огромной банкой «Ред Булл», закрепленной на крыше, и бесплатно раздавали напитки всем встречным. Одновременно «Ред Булл» тоже бесплатно поставлял брендированные холодильники для напитков в модные у молодежи места, и вскоре бармены обнаружили, что этот малоизвестный лимонад в странной банке - просто машина для заработка денег – ведь алкогольные коктейли на основе «Ред Булла» стали хитом во многих стран мира.

Вы наверняка хотя бы раз видели такой автомобиль в вашем городе
Вы наверняка хотя бы раз видели такой автомобиль в вашем городе

Получив наконец лояльную аудиторию, Матешиц приступил к главному маркетинговому плану, который должен был глобально связать бренд и экстремальный спорт. Первое масштабное соревнование, которое организовал «Ред Булл» – чемпионат самодеятельных летательных аппаратов «Ред Булл Флюгтаг», который провели в 1991-м году. Правда, на спорт в классическом понимании это было мало похоже – участники выставляли на старт экстравагантного вида аппараты, которые запускались разбегом пилота с рампы и приземлились в воду. Смешная картинка запуска нелепых самолетов всегда привлекала телевидение, и «Ред Булл» получал бесплатную рекламу.

Red Bull Flugtag до сих пор пользуется большой популярностью у зрителей. Какие только летательные аппараты там ни участвовали!
Red Bull Flugtag до сих пор пользуется большой популярностью у зрителей. Какие только летательные аппараты там ни участвовали!

После успеха комичных прыжков в воду «Ред Булл» было уже не остановить – компания организовывала десятки собственных соревнований в самых разнообразных дисциплинах – от BMX до брейк-данса, от киберспорта до паркура, от сноуборда до каякинга. В этом и заключалась идея Матешица. Подход «Ред Булл» состоит в том, что компания сама создает спортивные мероприятия, а также владеет спортивными командами. Это требует гораздо больших затрат, чем обычное спонсорство, но при этом решаются сразу две задачи.

Первая – такая же, как у всех остальных – повышение узнаваемости и лояльности к бренду. При этом на собственных соревнованиях эта задача решается тотально, так как конкуренты просто отсутствуют, и внимание потребителя полностью во власти логотипа с красными быками. Вторая – не менее важная – одновременный заработок, возвращающий инвестиции. Практически все экстремальные соревнования под эгидой «Ред Булл» находятся в операционном плюсе и приносят прибыль организаторам.

Гонщик команды Red Bull
Гонщик команды Red Bull

То же самое и с командами, которые «Ред Булл» активно скупает с 2004 года. Инвестиции в «Ред Булл Рэйсинг» составили 400 млн долларов – по сути, это был входной билет в «Формулу 1». Но с тех пор команда показывает прибыль – часть денег получает в виде призовых за результаты, а часть – продавая возможность рекламы на своих болидах другим компаниям.

По тому же пути идет и главный футбольный проект Матешица «Ред Булл Лейпциг». С каждым годом продажи клуба все существеннее – Кейта, Вернер, Упамекано и Конате уходили за суммы, превышающие 40 млн евро, это гораздо больше сумм, за которые этих игроков покупали. При этом «Ред Булл Лейпциг» продолжает из года в год решать задачу выхода в Лигу чемпионов.

РБ Лейпциг успешен не только на футбольном поле, но и вне его
РБ Лейпциг успешен не только на футбольном поле, но и вне его

Вот так из простой командировки в Тайланд получилась одна из самых больших спортивных бизнес империй в мире. К сожалению, Дитрих Матешиц покинул этот мир в возрасте 78 лет. Но его детище живет, и, кажется, никому не под силу остановить красных быков.

Как думаете, в какие еще спортивные проекты придет компания "Ред Булл" в ближайшем будущем? Напишите в комментариях к статье.