Главная финансовая задача отеля – приносить доход. Поэтому так важно составить подробный бизнес-план до запуска, сделать анализ показателей и принимать меры для увеличения выручки после открытия. Разбираемся, как создать финансово успешный бизнес-проект, из чего складывается прибыль отеля и какие инструменты помогут ее повысить.
Зачем нужен бизнес-план
Задача бизнес-плана – спрогнозировать прибыль отеля и учесть возможные риски. Для этого в документе подробно описывается финансовая стратегия, этапы запуска, особенности управления и перспективы развития проекта. Все это невозможно представить себе и описать без предварительного анализа:
- рынка в целом (на этом этапе может выясниться, что такой тип бизнеса не является перспективным в данном регионе или данной местности);
- конкурентов (это поможет определиться с целевой аудиторией и создать для нее уникальное предложение).
Сделав выводы из собранных данных и учитывая имеющийся бюджет, можно приступать к выбору наиболее перспективного с точки зрения спроса и финансовых показателей места будущей гостиницы. Именно это определит ее тип. Для автомобильных путешественников – бюджетный мотель. Для респектабельных бизнесменов – отель с конференц-залами и переговорными комнатами в деловом центре города. Для любителей активного отдыха – загородный отель близ горнолыжного курорта. И так далее.
Что приносит прибыль в гостинице
Доход в любой гостинице складывается из трех источников.
- Номерной фонд – это основа, на этот сегмент обычно приходится более половины всей выручки. Она может быть не равномерной в течение года и зависеть от множества факторов: от сезона, от культурных и деловых событий в ареале отеля, от специфики его услуг, управления и маркетинга.
- Почасовая аренда. Речь здесь идет о спортивной экипировке (например, для горнолыжных отелей), о деловой инфраструктуре (например, конференц-залы для форумов и других событий), о пространствах для специальных событий (например, беседки для праздников).
- Дополнительные услуги. К этому разделу относятся оздоровительные процедуры в СПА-комплексах и банях, организация экскурсий, трансфер, сопровождение переводчика, стирка и чистка одежды и многое другое.
Что влияет на доход отеля
Доход от гостиницы может варьироваться в течение года и в целом зависит от четырех главных факторов.
1. Сезонность. Летом, в период отпусков, заполняемость отелей обычно выше, чем зимой, в так называемый несезон. Однако в крупных мегаполисах (вроде Москвы и Санкт-Петербурга) эта разница не так очевидна, ведь сюда приезжают круглый год, чтобы сменить обстановку на несколько дней и в рабочие командировки.
2. Место, где расположен отель:
- регион. Этот пункт тесно связан с сезонностью, потому что в некоторых регионах сезонность более очевидна, чем в других. Например, на курорты Краснодарского края туристы приезжают исключительно в теплый сезон. Речь здесь может идти также об экономической специализации того или иного региона. В северные нефтедобывающие области России, в основном, приезжают в бизнес-командировки, поэтому отель, ориентированный на семейный отдых, там вряд ли будет востребован.
- для загородных отелей – близость к мегаполису. Сравнительно небольшое расстояние от него – важное конкурентное преимущество. Оно дает, во-первых, хорошее транспортное сообщение и комфортные автомобильные дороги, а во-вторых, обеспечивает постоянный клиентский трафик – люди из больших городов с достаточно высоким уровнем жизни постоянно ищут возможности отдохнуть от суеты и выехать за город;
- для загородных отелей также важно экологическое качество локации – видовые характеристики, близость природных объектов (водоем, реликтовый лес), возможность увидеть редкие виды животных (или услышать, если речь о птицах). Тренд на экологичный отдых с каждым годом набирает силу – люди хотят быть ближе к природе.
3. Цены, качество услуг, репутация. Клиенты вряд ли вернутся в отель, где получили услугу низкого качества по завышенной цене. Гибкая тарифная сетка и работа с корпоративными партнерами позволят существенно снизить фактор сезонности – это обеспечит загруженность номерного фонда большую часть года.
4. Маркетинговая стратегия. Она включает в себя рекламу, позиционирование в социальных сетях и СМИ, а также программу лояльности, о которой пойдет речь ниже.
Программа лояльности
Программа лояльности успешна, если благодаря ей гости возвращаются в отель снова. Она может быть одного вида из трех возможных или быть гибридной:
1. Скидки. Чем больше времени гость проведет в отеле, тем больше становится его скидка. Интерес для клиента – экономия.
2. Бонусные услуги. При бронировании определенного количества ночей гость получает в подарок услуги отеля. Плюс для клиента – возможность попробовать новое.
3. Накопление баллов. При оплате услуг и проживания, клиент получает баллы, которые дают возможность получить скидку в следующий визит. Плюс для клиента – экономия.
Итак, в идеале гостиница должна работать как часы – с постоянной заполняемостью больше трети номеров. Чтобы этого достичь, важно изучить рынок, выбрать наиболее перспективную локацию, составить бизнес-план и разработать корректную маркетинговую стратегию.
Гостиничные комплексы VIEW GA – пример надежного бизнеса. Управлением и обслуживанием занимаются специалисты с более чем 10-летним опытом в этой сфере. Приобретая бизнес-юнит в одном из проектов, инвесторы получают возможность получать стабильный доход до 45% годовых и таким образом окупить вложения в срок от 2 до 5 лет.