Не всякое нарисованное астрологическим процессором угловое расстояние между какими-либо планетами есть аспект. Грубо говоря, это еще нужно доказать, что он существует. Есть ли у аспекта сила действовать или же она только находится в латентном состоянии. Собственно говоря, аспект в астрологии бывает в 3 – х случаях: 1) когда он есть, и это не подлежит никаким сомнениям 2) когда он на грани распада (как может проявить себя, так и нет) 3) когда его влияние насколько мало, что им можно смело пренебречь.
Действие же аспекта сопоставимо с протеканием тех физических процессов, что развиваются по закону параболы. Всегда, постепенно, плавно затухая. И никогда - резко, рывком. А есть аспект или же он отсутствует, напрямую зависит от так называемого орбиса, относительно которого до сих пор нет единого мнения. Как его считать и каким он должен быть, чтобы натальная карта, развернутая в прогностике, всегда убедительно хоть что-либо показывала.
Взгляды астрологов на то, что означает понятие «аспект», «орбис аспекта», за многие сотни лет кардинально менялись. В традиционной астрологии аспект не зависел от типа аспекта (квадрат, секстиль и т. п) и природы планеты. Он ассоциировался с «размахом рук» планеты. А она либо дотягивается до другой планеты, либо нет. К тому же, за орбис принимался диаметр свечения «ауры» планеты, а не его половина (радиус).
В современной же астрологии, наоборот учитывается многое: и тип аспекта, и то, идет ли он на схождение или уже расходится, и между какими планетами он формируется, и то, в каких методах прогноза он используется и прочее. Нюансов здесь предостаточно. От астролога требуется, прежде всего, адекватно расставить акценты в каждом конкретном случае, тщательно изучить также весь «неастрологический» контекст жизни натива, иметь более-менее ясное представление о характере (специфике) его накопленного жизненного опыта.
Нерешенный же до сих пор вопрос «легитимности» того или орбиса, что отражен в астрологических методичках, где обычно даются строгие и недвусмысленные рекомендации по допустимости или недопустимости орбиса между планетами, разделил астрологическое сообщество, условно говоря на 2 лагеря. Одна группа отдает предпочтение широким орбисам, другая, наоборот склонна придерживаться узких орбисов.
Поэтому прежде, чем подробно останавливаться на плюсах и минусах применения на практике различными астрологическими школами как широких орбисов, так и узких орбисов, предлагаю сначала задаться простым вопросом: «Что есть аспект, с метафизической точки зрения?».
На мой взгляд, астрологическим аспектом можно назвать процесс взаимодействия (взаимообмена) 2 –х источников планетарных энергий, возникающий при строго определенных, специфических условиях. Тот же тригональный аспект, как все мы знаем, формируется при приближении углового расстояния между планетами к 120 градусам, аспект оппозиции – к 180 градусам, и т. д и т.п.
В основе же всех, такого рода процессов лежит принцип резонанса. Только вместо совпадения частотных характеристик двух физических тел, одно из которых может находиться как в покое, так и в движении, а другое выступать в качестве внешней силы, здесь мы наблюдаем синхронизацию планетарных объектов на круге небесной сферы.
Так называемый партильный аспект между планетами (в пределах одноградусного орбиса) – это и есть процесс вхождения в резонанс, характеризующийся многократным усилением энергетики планетных тел (всплеском энергии). Безусловно, такого рода резкое, скачкообразное изменение может носить как разрушительный, так и созидательный характер. Благодаря резонансу «планетные тела» обретает силу активно действовать, изменять реальность. А значит плести любую «событийную ткань».
Теперь что касается величины орбиса. Я не являюсь сторонником использования широких орбисов. Увлеченность широкими орбисами приводит к тому, что астролог, образно говоря, начинает искать «черную кошку в темной комнате», даже не догадываясь о том, что ее там никогда и не было. Обычно при этом находится вполне здравое объяснение целесообразности учета широкого орбиса. Якобы это позволяет отследить в полной мере все возможные потенциальные аспектные связи, которые в случае использования узкого орбиса легко не заметить, пропустить мимо внимания.
Однако, как показывает моя многолетняя практика, далеко не все «широкоорбисные аспекты" в натальной астрологии репрезентативны, лишь за редкими исключениями. Этими исключениями можно смело пренебречь, в пользу более точных, более предсказуемых оценок на основе аспектов, близких к экзакту (абсолютно точный аспект). Ведь аспекты с широкими орбисами – это очень слабые, «не резонансные» взаимодействия.
Широкий орбис действительно может «работать» в отдельных случаях, но это никак не означает, что непременно нужно поднимать эту редкую, аномальную закономерность до уровня универсального правила, единого и справедливого для всех. Ибо остается серьезный риск вдохнуть жизнь в очередную искусственно созданную, квазиастрологическую сущность. Коих и без того в астрологии «пруд пруди».
Мой подход при работе с орбисами прост и интуитивно понятен.
После того, как я нахожу в натальной карте какой-либо нарисованный программой аспект, я убеждаюсь в том, что он обладает достаточной силой, чтобы отражать свой астрологический символизм. На это безошибочно указывает наличие узкого орбиса. Чем уже орбис, и ближе к точному значению, тем мощнее будет чувствоваться аспект. Если же орбис аспекта, согласно оценочной шкале, условно представленной в виде таблицы орбисов (см. ниже) находится на границе интервала, при котором аспект потенциально возможен, то я запускаю процесс идентификации искомого аспекта. Проще говоря, занимаюсь его перепроверкой, удостоверяюсь в том, насколько влияние аспекта ощутимо нативом, как на психологическом уровне, так и на событийном.
Подчас, это оказывается довольно трудной аналитической задачей, поскольку требует предварительного сбора обширной информации о человеке. И как минимум, доверительной беседы с ним. Не обойтись и без интуитивного понимания сути исследуемой проблематики.
Таблица 1. Орбисы аспектов (градус)
Приведу живой пример, наглядно демонстрирующий алгоритм данной задачи. Пусть это будет натальная карта одной моей знакомой. Допустим, что ее контекст жизни для меня тайна, скрытая за «семью печатями», и делиться со мной всеми жизненными перипетиями она вовсе не горит желанием. По той простой причине, что она скептически относится к астрологическим путеводителям.
Что можно сказать по карте рождения в этом случае о человеке? Конечно же, очень многое, ибо астрологический символизм неисчерпаем. Но будет ли озвученный мной массив информации достоверным? Частично – да, но и во всех остальных случаях, тоже - да. Чисто гипотетически, на уровне предположений, допущений.
Одним словом, трактовка карты рождения человека – это всегда некая «гремучая смесь» из предполагаемых гипотез, нуждающихся в проверке на подлинность и вердиктов, в достоверности которых не нужно сомневаться. Именно такой подход, как показывает астрологическая практика, оказывается наиболее эффективным в астрологической работе.
Давайте теперь посмотрим, какие аспекты в ее натальной карте ведущие, задающие тон, а какие что называется «под вопросом».
При взгляде на натальный рисунок, непроизвольно обращаешь внимание на две оппозиции планет, принадлежащие горизонтальной «оси отношений» (1-ый – 7-ой дом):
- оппозицию между Луной в Тельце и ретро-Сатурном в Скорпионе (орбис 2 гр.),
- оппозицию между Венерой в Овне и ретро-Плутоном в Весах (партиль).
Эти узкоорбисные аспекты, однозначно, будут задавать тон в формировании судьбоносных сценариев судьбы, они как «глубокие борозды, оставленные при вспашке земли», не услышать их роковое звучание не получится, как бы вы не старались. Чтобы распознать их влияние в судьбе натива астрологу порой даже не требуется никаких предварительных психологических тестирований на предмет выявления в нем искомой черты характера.
Есть в карте рождения и другие узкоорбисные аспекты:
- соединение между Юпитером и ретро-Ураном в Стрельце (орбис 2 гр.),
- трин между Венерой в Овне и Нептуном в Стрельце (орбис 1 гр.),
- квадрат между Солнцем в Рыбах и Нептуном в Стрельце (орбис 2, 5 гр.),
- соединение Южного Лунного узла с Нептуном в Стрельце (партиль).
«Программное обеспечение» этих аспектов также придется изучать в первую очередь, отмахнуться от неизбежности внутренней работы с их непростой проблематикой не удастся.
А вот относительно других, не перечисленных выше, аспектов в карте рождения этой женщины уже нет полной уверенности в том, что они в ее жизни обладают силой, способной родить какую-либо яркую и заметную психологическую особенность, запустить цепь важных жизненных событий.
Я говорю о следующих аспектах:
- трин между Марсом в Овне и дуэтом Юпитера с Ураном (орбис 5 гр.),
- соединение Венеры в Овне с Луной в Тельце (орбис 7 гр.),
- соединение Солнца и Меркурия в Рыбах (орбис 8 гр.).
Все эти аспекты объединяет одна общая особенность: у них достаточно широкий орбис, указывающий на то, что аспект находится уже на грани распада. Влияние такого рода аспектов нечеткое, размытое, периодически становящееся то слабо различимым, то совсем отсутствующим, не подающим признаков жизни.
В отношении этих аспектов уже понадобится проведение дополнительного изучения (исследования). Это если говорить о формате астрологических консультаций. А для этого необходим честный, доверительный и откровенный диалог, между астрологом и нативом. Что далеко не всегда достижимо в силу разных причин.
На основании всего вышесказанного можно смело предположить, что «семидомную» повестку жизни (сфера личных отношений, брака, партнерских, деловых связей) формирует, прежде всего, комбинация из 2-х напряженных, и трудно поддающихся корректировке (проработке) аспектаций: Луны с Сатурном и Венеры с Плутоном. Именно узкие орбисы этих аспектов, а также эссенциальные и акцидентальные выделенности самих планет (Венера в изгнании в угловом доме, Луна в экзальтации в угловом доме) не позволяют проявиться другому, более широкоорбисному аспекту (соединению между Луной в Тельце и Венерой в Овне).
Сила оппозиций (Луны с Сатурном, Венеры с Плутоном), здесь оттесняет, подавляет силу соединения, хоть и через границу знака (Луны с Венерой).
О чем это может говорить, применительно к личностным особенностям психики обладательницы данного натального рисунка?
Ну, хотя бы, об изначальных проблемах с выбором долговременного партнерства с кем-либо, о нетрадиционном взгляде на расстановку гендерных ролей в семейных отношениях, о потенциальном соперничестве с мужскими традиционными ценностями, об излишней требовательности и избирательности в отношениях, о проявлениях ревности в браке, о приступах необузданной страсти, о склонности к разрыву связей любой ценой (Венера в Овне в оппозиции к Плутону в Весах).
О высокой чувствительности, ранимости, обидчивости потребности уходить в себя, избегать близкого общения, холодно отстраняться, впадать в депрессивные состояния (Луна в Тельце в оппозиции к Сатурну в Скорпионе).
А при объединенном, «звучании» с квадратурой Солнце в Рыбах – Нептун в Стрельце еще и об искусном умении периодически впадать в самообман по самым различным поводам, в бегство от самой себя. Все это с высокой долей вероятности может быть присуще психологическим особенностям поведения этой женщины, стойким чертам ее характера.
А вот соединение «тельцовской» Луны с «овенской» Венерой, при всей сущностной дружественности «иньских» планет по отношению друг к другу, будет вынуждено пассивно существовать, где-то в глубине закулисного пространства, так и не сыгранное во всей своей красе на театральных подмостках.
А ведь тогда могла бы зазвучать совсем иной тональности музыка, могла бы быть показаны совсем иные декорации и убранство сцены, а главное, совсем по-иному воспринималось бы игра всего актерского состава, если б вошел в резонанс гармоничный аспект соединения Луны с Венерой.
Но, увы, силы 7-градусного орбиса недостаточно, чтоб случиться данному многообещающему союзу. А если ее все же хватит, то только разово, на короткое время, чтобы вскоре снова быть отодвинутым на задний план хлесткими, суровыми аспектами оппозиций к Сатурну и Плутону. Увы, таков оказался реальный расклад сил на «шахматном поле» данной натальной карты. Хотим мы это признавать или нет, но это так.
А поскольку «теория без практики мертва», мне необходимо было лично убедиться в том, насколько ярко проявлен в ней этот аспект «мягкой чарующей женственности», и проявлен ли вообще.
В процессе очного общения с ней, tête-à-tête, мне удалось вывести ее на откровенный искренний разговор, душевно расположить к себе. А главное, узнать точные данные рождения. Радовало и то, что наши перекрестные синастрические аспекты не оказались «по разные стороны баррикад», а вполне мирно уживались друг с другом. Посчастливилось мне и слегка спровоцировать ее на пробуждение женской чувственности, затронув своим мужским Марсом ее огненную Венеру в Овне в оппозиции к Плутону.
Реакция с ее стороны, как я интуитивно предполагал, была предсказуема. Ее Венера была глубоко возмущена внутри, хоть и не выплескивала наружу свое внутреннее недовольство. Напряжение, однако, быстро росло, и мы вскоре разошлись по домам. Особенно ощутимо я почувствовал уязвимость и беззащитность Луны. Сам же аспект соединения Луны в Тельце с Венерой в Овне я ощутил весьма слабо. Пожалуй, здесь была бы уместна ассоциация с едва горящим угольком в костровище, лежащим под грудой уже потухших углей.
И последний аспект в ее натальной карте, о котором, стоит упомянуть, поскольку начинающий астролог может случайно, из-за неопытности принять его за аспект - это аспект соединения социальной планеты Сатурн с планетоидом ретро-Плутоном. Из-за широты орбиса (орбис 4,5 гр.) данным аспектом можно смело пренебречь.
Продолжение следует…
1-5 сентября 2024