Подобные вопросы уже много раз видела за последние дни в разных чатах. И правда, что все носятся?!
Те, кто знает, что такое Notion, знают, что это действительно удобная платформа для персональной и командной базы знаний, ведения реестра клиентов и партнеров, учета финансов и управления проектами. У кого-то в нем вся жизнь (у меня, к счатью, не в нем:).
Кто не знает - просто поверьте, что это так. Было. Можно уже и не узнавать про Notion, а сразу узнавать про отечественные сервисы, если-таки соберетесь делать базу знаний.
Так а зачем база знаний "простому смертному"?
Вот пара бытовых примеров, буквально, из моего вчерашнего дня.
1. Нужно поменять картриджи в фильтре питьевой воды. Ехать в ТЦ, где мы раньше брали, лень и некогда. Ищем в интернете. А какие именно картриджи нужны? На фильтре не написано. Чтобы добраться до мембраны, надо разбирать систему. Чтобы достать бумажную инструкцию, надо рыться в документах (да, известно, где они лежат, но это ж надо встать и порыться в коробке:). Как быстро найти информацию, которая вам нужна раз в год? Правильно, в базе знаний!
А дальше, когда фильтры поменяем, надо зафиксировать хотя бы месяц, когда это было сделано, чтобы вовремя поменять в следующий раз. Как это сделать? Отметить в базе знаний или поставить напоминалку на через полгода в планировщике.
И, кстати, процесс замены фильтров (там иногда требуется промывка и дезинфекция бака и еще какие-то манипуляции) тоже можно поместить в базу знаний как инструкцию.
2. Пример, плавно вытекающий (вместе с водой из фильтра:) из предыдущего: как именно, с помощью чего, где оно лежит и когда менять фильтры, знает только мой муж. Там в целом ничего сложного, но "с мороза" быстро не разберешься. А что если командировка, например, а тут фильтр потек, потому что мембрана засорилась, и на кухне потоп? Полезно иметь от мужа инструкцию в базе знаний!
Такая же история с любым делом, которое вы делаете редко.
3. Вот вчера я для новых лендингов создавала теги и триггеры в Google Tag Manager (это для того, чтобы система аналитики правильно учитывала посетителей, покупки и прочие действия на сайте - да, за каждым нашим кликом следят!). Я это делаю нерегулярно, потому что новые лендинги не появляются каждый день. Поэтому с прошлого раза я уже подзабыла некоторые детали процесса. Хорошо, что в базу знаний онлайн-школы, с которой я сотрудничаю, я уже внесла этот процесс! Заодно, если я уйду в отпуск или прекращу с ними работать, коллеги смогут сделать теги за меня.
4. Пример чисто для девочек:) Наращиваете вы ресницы иногда, не постоянно. И у разных мастеров. Вы помните, какой длины и какого изгиба те, которые вам понравилось, как смотрелись? Вы, может, и помните. Я нет:)
И это только отдельные примеры, которые случились за один день и только со мной и только в двух сферах жизни.
А сколько еще подобных знаний, которые надо вытащить из себя или других, чтобы в нужный момент не усугублять ситуацию?!
Конечно, забыть про ресницы или фильтры - это не то же, что забыть нож и спички, когда потерялся в лесу. Но у меня и блог не про выживание:) А кроме того, иногда бывают и в обычной жизни ситуации, когда быстрый доступ к нужной информации критически важен как минимум для сохранности нервов, а часто и денег.
Про компании вообще не говорю - любому бизнесу, даже маленькому, нужна база знаний: недавно приятель рассказал, что у них на работе внезапно в молодом возрасте умер начальник отдела, на которого была завязана вся работа…
Этак ни делегировать, ни умереть поболеть, ни в отпуск не уйти спокойно. Незаменимость - тяжкая ноша!