Китайский рынок уже давно стал ключевым полем битвы для мировых автопроизводителей. В условиях жесткой конкуренции компании BMW и Volkswagen активно адаптируют свои стратегии, чтобы не только удержать позиции, но и укрепить их. В этой статье мы рассмотрим, какие шаги предпринимают эти два гиганта автомобильной индустрии для закрепления на самом перспективном рынке, какие инновации они внедряют и как они адаптируют свои продукты под потребности местных автолюбителей. Заодно рассмотрим 2 новинки, представленные в сентябре 2024 года потенциальным покупателям: удлиненный кроссовер BMW X3 и классический седан Volkswagen Passat PRO.
BMW: «Дом в Китае» – стратегия глубокой интеграции
BMW, как один из ведущих люксовых брендов, продолжает демонстрировать приверженность традиционным автомобилям на топливе, несмотря на глобальный тренд электрификации. В отличие от многих конкурентов, которые уже объявили о планах полного перехода на электромобили, BMW сохраняет гибкость, предлагая бензиновые, гибридные и электрические модели. Это решение обусловлено не только глобальными стратегическими соображениями, но и особенностями китайского рынка, где спрос на автомобили с ДВС (двигателем внутреннего сгорания) остается значительным.
Председатель BMW Group Оливер Ципзе подчеркнул, что «было бы опасно, если бы существовал только один вариант питания». В мире насчитывается 1,2 миллиарда автомобилей с бензиновым двигателем, и нелогично ожидать, что они исчезнут с дорог в одночасье. Китайский рынок, будучи крупнейшим для BMW, играет ключевую роль в этой стратегии. Ципзе отметил, что «Китай – это будущее и крупнейший рынок для BMW Group в мире». Это заявление подчеркивает важность соответствующего направления деятельности для долгосрочного успеха компании.
Статистика подтверждает справедливость приведенного утверждения. Ниже показаны объемы продаж BMW Group по странам в мае 2024 года (кол-во экз.):
- Китай – 57 361
- США – 32 372
- Германия – 18 472
- Великобритания – 10 353
- Италия – 6 429
- Южная Корея – 6 240
- Франция – 5 348
- Испания – 4 146
- Япония – 2 819
- Австралия – 2 577
Для более точного понимания ситуации подчеркнем, что в России за июль 2024 года продано менее 1000 BMW. Эти цифры поясняют действительную значимость отечественного рынка для гигантов мировой автомобильной индустрии.
BMW активно инвестирует в локализацию своих операций в Китае. Научно-исследовательская команда BMW China, насчитывающая более 3000 экспертов, работает в тесном сотрудничестве с немецкими коллегами над разработкой моделей следующего поколения. Особое внимание уделяется учету мнений китайских пользователей, что позволяет создавать продукты, максимально соответствующие их потребностям.
BMW активно внедряет передовые технологии в свои производственные процессы в Китае. На специализированной базе в Шэньяне используется около 100 приложений искусственного интеллекта, что позволяет значительно повысить эффективность и качество производства. В апреле 2024 года BMW объявила о дополнительных инвестициях в размере 20 миллиардов юаней в эту базу, что свидетельствует о долгосрочных планах компании в Китае.
Кроме того, китайская команда BMW занимается локализацией исследований и испытаний функций автономного вождения уровней L2 и L3 для нового поколения моделей. Это позволит компании предложить китайским потребителям автомобили с передовыми системами помощи водителю, что особенно важно в условиях растущего спроса на такие технологии в Китае.
Одним из ярких примеров локализации является новая версия BMW X3 с длинной колесной базой, представленная на автосалоне в Чэнду в 2024 году. Этот автомобиль (самая популярная модель на местном рынке) был разработан с учетом специфических требований китайских потребителей, что отражается как в дизайне, так и в технических характеристиках.
Увеличенная колесная база, улучшенное пространство для задних пассажиров и более роскошный интерьер – все это делает новый X3 более привлекательным для китайских покупателей.
Ниже приведены параметры удлиненной/актуальной версии BMW X3:
- Длина – 4865/4737 мм;
- Ширина – 1920/1891 мм;
- Высота – 1664/1689 мм;
- Колесная база – 2975/2864 мм.
Volkswagen: «В Китае, для Китая» – адаптация и инновации
Volkswagen, как и BMW, видит в Китае ключевой рынок для своего будущего роста. Однако стратегия Volkswagen отличается более агрессивным подходом к электрификации. В рамках своей программы «В Китае, для Китая» компания активно развивает производство и продажу электромобилей, адаптируя свои модели под потребности китайских потребителей.
На автосалоне в Чэнду в 2024 году Volkswagen представил несколько новых моделей электромобилей, разработанных специально для китайского рынка. Эти автомобили отличаются не только передовыми технологиями, но и уникальным дизайном, который учитывает предпочтения местных покупателей. Представленные на автосалоне ID.BUZZ, ID.3, ID.4 X и ID.6 X были разработаны с учетом китайских требований к комфорту и пространству.
Volkswagen активно инвестирует в исследования и разработки в Китае, стремясь создать продукты, которые максимально соответствуют ожиданиям местных потребителей. В рамках обозначенной компания открыла несколько исследовательских центров, где работают тысячи инженеров и дизайнеров. Эти центры занимаются не только адаптацией глобальных моделей под китайский рынок, но и разработкой совершенно новых автомобилей, которые будут выпускаться исключительно для него.
Одним из ключевых направлений исследований Volkswagen в Китае является развитие технологий автономного вождения и искусственного интеллекта. Компания активно сотрудничает с местными технологическими гигантами, такими как Huawei и Baidu, чтобы интегрировать передовые решения в свои автомобили. Это сотрудничество позволяет Volkswagen не только ускорить разработку новых технологий, но и обеспечить их соответствие требованиям китайского рынка.
Volkswagen активно расширяет свои производственные мощности в Китае. В 2024 году компания объявила о запуске нового завода в провинции Аньхой, который будет специализироваться на производстве электромобилей. Этот завод станет одним из крупнейших в мире и позволит Volkswagen значительно увеличить объемы производства электромобилей для китайского рынка.
Кроме того, Volkswagen активно развивает свою сеть поставщиков в Китае, что позволяет компании снизить затраты и повысить качество продукции. Локализация производства и цепочек поставок также способствует более быстрой адаптации новых моделей к требованиям китайских потребителей.
Volkswagen также активно инвестирует в развитие инфраструктуры для электромобилей в Китае. Компания планирует установить тысячи зарядных станций по всей стране, что сделает использование электрокаров более удобным и доступным для китайских потребителей. Кроме того, Volkswagen сотрудничает с местными властями и энергетическими компаниями для разработки решений по утилизации и переработке батарей, что позволит снизить экологическую нагрузку.
Несмотря на отмеченный акцент электрического транспорта, Volkswagen помнит и о других требованиях местного рынка. Новый Passat PRO, рассмотренный подробно в отдельной публикации, разработан специально для Китая.
Этот седан оснащается традиционными турбочетверками со 7-ступенчатым «роботом» в паре мощностью 160 и 220 л.с. Его главными отличиями являются увеличенный объем задней части салона и 3-й экран для переднего пассажира. В базе – предусмотрен расширенный комплект опций.
Значимость местного рынка для Volkswagen подтверждает статистика продаж за март 2024 года (кол-во экз.):
- Китай – 149 621
- Германия – 51 402
- США – 35 002
- Бразилия – 27 626
- Великобритания – 16 338
- Франция – 12 207
- Италия – 12 184
- Мексика – 10 568
- Турция – 9 794
- Испания – 8 297
Чтобы лучше понимать ситуацию, приведем пример усилий компании по увеличению интереса к своей продукции в рамках актуальной ценовой войны на китайском рынке. Компактный кроссовер Volkswagen Tayron (Tanyue), например, предлагают по цене от 139 800 юаней, что составляет по текущему курсу около 1 750 000 рублей. При необходимости покупатель может оформить беспроцентный кредит на 2 года.
Заключение
Китайский рынок является ключевым для BMW и Volkswagen, и обе компании предпринимают значительные усилия для укрепления своих позиций в этой стране. Обе компании демонстрируют гибкость и готовность адаптироваться к изменениям, что позволяет им успешно действовать в условиях жесткой конкуренции. Большие объемы продаж – главная причина повышенного внимания к требованиям потенциальных покупателей.
Теперь вы понимаете, почему все новые модели BMW и Volkswagen создаются с учетом в первую очередь пожеланий китайских автолюбителей? Что думаете по этому поводу? Сообщите свое мнение в комментариях.