Найти в Дзене

Как создаются наши любимые мультфильмы?

Мультипликатор может создать любой мир и населить его самыми разными персонажами, а мы, удивительное дело, будем сопереживать им не меньше, чем настоящим актёрам. Сегодня мультипликация считается разновидностью кино, хотя попытки заставить рисунки двигаться, рассказывая некую историю, предпринимались за полвека до появления киноаппарата и первых фильмов.

В 1824 году придумали тауматроп — диск, на обеих сторонах которого были нарисованы картинки, при быстром вращении воспринимавшиеся как одна. Один из самых известных сюжетов тауматропа — птичка в клетке. Но если тауматроп воспринимался как игрушка, то собранный в 1831 году фенакистископ — изобретение посерьёзнее. Это картонный диск с прорезями, на обратной стороне которого через небольшие равные промежутки нарисованы фигурки, изображающие последовательные фазы движения. Если вращать диск перед зеркалом, глядя в прорези на отражающиеся картинки, фигуры не крутятся вместе с диском, а кажутся самостоятельными и живыми. Все эти изобретения были шагами на пути к созданию киноаппарата, так что в каком-то смысле это кинематограф — детище анимации, а не наоборот.

В 1877 году француз Эмиль Рейно придумал ещё одну машину со сложным названием — праксиноскоп. Последовательность действий, изображённых на нескольких рисунках, этот аппарат показывал как единое движение. И хотя их нельзя считать анимационным кино по нынешним стандартам, именно в честь первого показа Рейно в 2002 году был утверждён Международный день анимации, который теперь ежегодно отмечается 28 октября.

Использовать кинокамеру для съёмки рисунков придумал американец Джеймс Блэктон. Блэктон использовал покадровую анимацию: художник рисовал кадр за кадром, а затем их снимали на киноплёнку. В среднем для одной секунды такого мультфильма нужно 15–25 кадров. Частота съёмки у Блэктона — 20 кадров в секунду, хронометраж мультфильма — три минуты, значит, ему потребовалось 3600 рисунков!

В России пошли другим путём и придумали кукольную анимацию — метод создания объёмных мультфильмов, когда вместо рисунков фотографируют кукол и после каждого кадра сдвигают их или меняют им позу, а заодно и декорации. Первый кукольный мультфильм снял в 1906 году. Денадцать кукол танцевали на сцене, изображая балет, причём они не просто меняли позы, но подпрыгивали и кружились в воздухе.

Первым подарил личность мультяшному герою американский аниматор Уинзор Маккей. Он наделил своего персонажа Динозавра Герти человеческим характером. После этого все аниматоры принялись очеловечивать животных.

Одного их самых популярных героей всех мультфильмов Микки Мауса придумал Уолт Дисней в 1928 году, через пять лет после того, как вместе с братом открыл тогда ещё небольшую анимационную студию The Walt Disney Company. У Микки Мауса было большое преимущество: он разговаривал. Изначально даже голосом самого Диснея, пока у того вследствие курения не развился хронический кашель, и на роль пришлось нанять актёра. Также на студии Уолта Диснея была придумана одна из главных анимационных технологий — многоплановая камера. Художник рисует фон, персонажей и другие детали на листах пластика, которые складываются стопкой, в результате чего создаётся эффект глубины изображения.

Советская киностудия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году. Поначалу здесь создавали короткометражные фильмы для детей с персонажами-животными, изображёнными в диснеевской манере. Но уже в 1950-е годы советская мультипликация стала абсолютно самостоятельным и очень интересным явлением — художники делали акцент на реализме и разнообразии фонов. Расцвет студии пришёлся на 60–80-е годы. Тогда были сняты всем известные мультфильмы «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Ну, погоди!», три мультика о «Винни-Пухе», «Крокодил Гена» и многие другие.

В 1937 году Дисней решился — опять-таки первым в Голливуде — снять мультипликационный фильм. Это было опасной затеей. Дисней мог разориться, но рискнул и не прогадал: «Белоснежка и семь гномов» сделали его миллионером и принесли «Оскар» за «новаторство и выдающиеся достижения в области анимации». В отличие от других лауреатов, Дисней получил не одну статуэтку, а сразу восемь: одну большую и семь маленьких.

Пока Дисней создавал миры с песнями и танцами, где все в конце жили долго и счастливо, ему пытался противостоять американский аниматор-анархист Текс Эйвери. Персонажи Текса, например Багс Банни, в отличие от добропорядочных диснеевских героев, были отвязными хулиганами, да и юмор и некоторые детали в этих мультфильмах были далеко не детскими. К тому же Эйвери казалось, что анимация нужна для того, чтобы показывать невозможное: например, как козлёнок ест Луну, мышь вырастает до размеров земного шара, а наряд статуи Свободы развевается на ветру. Все творения Эйвери были странными и сюрреалистичными, хотя и нарисованными в диснеевском стиле.

Под влиянием Эйвери начинает развиваться независимая анимация, а позже и национальные школы анимации — группы авторов, объединённых неповторимым стилем. Самая необычная из национальных школ, загребская, сформировалась в 50-х годах в Югославии. Её особенности — преобладание прямых линий и острых углов в рисунке, упор на пародию и иронию. Его самая известная работа — философская короткометражка о жизни и смерти «Суррогат». Герой мультфильма окружает себя надувными предметами, а в финале весь мир оказывается надувным и взрывается при контакте с гвоздём. «Суррогат» стал первым неамериканским мультфильмом, удостоенным премии «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм.

В аниме никогда не было стереотипа, что мультфильмы предназначены только для детей. При этом аниме всегда ориентированы на конкретную целевую аудиторию (подростки, женщины, маленькие дети) — именно она определяет сюжет, манеру повествования и характеры персонажей. Аниме как стиль создал японский аниматор и художник манги Осаму Тэдзука в 1958 году. Аниме уже давно стало популярным и за пределами Японии, но имена аниматоров не столь известны.

В 1960-е мультфильмы захватили телевидение. Был запущен первый анимационный телесериал для взрослых — «Флинстоуны», рассказывающий о жизни типичной американской семьи и их друзей в каменном веке. Без «Флинстоунов» не появились бы и легендарные «Симпсоны».

В 1979 году появилась студия анимационных фильмов, которой суждено было затмить популярность компании Диснея, — Pixar. Эта студия связывает, как ни странно, создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса и основателя корпорации Apple Стива Джобса. Лукас студию придумал и основал, а имя Pixar студия получила только в 1986 году, когда её выкупил Стив Джобс. Лукас и его коллеги всегда были со спецэффектами на «ты» и решили использовать свои наработки в анимации. Особенно горел идеей молодой аниматор Джон Ласеттер. Собственно, он и положил начало компьютерной анимации. С тех пор почти каждый год студия Pixar выпускает мультфильм, который становится хитом. «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка», «Рататуй», «ВАЛЛ-И» — это всё творения Pixar. Даже после слияния Pixar и Walt Disney Pictures в 2006 году всё ещё легко отличить чисто пиксаровские мультфильмы от чисто диснеевских. Пока Walt Disney Pictures, придерживаясь традиций, продолжает делать ставку на поющих принцесс («Рапунцель», «Холодное сердце», «Моана»), Pixar сознательно выбирает другие темы и создаёт мультфильмы о трудностях взросления («Головоломка») и семейных узах («Тайна Коко»).

Говоря о «противостоянии» Disney и Pixar, часто забывают о третьем крупном игроке в сфере анимационных фильмов — компании DreamWorks. А ведь она подарила нам «Шрека», «Мадагаскар», «Кунг-фу панду» и множество других крутых проектов. Основал эту студию сам Стивен Спилберг! DreamWorks стала использовать компьютерную графику, как Pixar, и даже запустила собственный тренд — например, помимо саундтреков, специально написанных для фильма, в «Шреке» очень много поп-музыки. Это новаторство стало одной из причин безумного успеха мультфильма.

Другие интересные исторические факты обо всем на свете читайте в журнале «ДУМАЙ» (12+): https://dum.ai/?utm_source=dzen1

Наш канал в телеграм: https://t.me/dumai_russia

Мы в ВКонтакте: https://vk.com/dumai_russia

По материалам статьи Анастасии Щуровой, журнал «ДУМАЙ», выпуск №61