Татарстан второй год пытается «оживить» речной туризм. Тщетно. Вложенные средства, новые суда не дают республике забрать знамя флагмана перевозок. О том, как обстоят дела сейчас, — в материале Inkazan.
Все течет, но не меняется
По территории Татарстана протекают две крупные реки — Волга и Кама. Протяженность водных путей в республике составляет 1 057 километров. Но «окучить» их удается с трудом: несмотря на регулярные заявления местных властей о возрождении речного сообщения, дело двигается медленно — жители зачастую оказывались недовольны организацией навигации.
Республиканские власти заявляли, что к 2025 году регион хочет перевозить по 500 тысяч пассажиров в год. Но сдерживающим фактором неоднократно называли недостаточное количество новых судов.
К прямым переменам республика приступила в 2023 году. Тогда в регионе создали компанию «Флот Республики Татарстан» со 100% участием региона в уставном капитале. Будущее татарстанского флота отдали в руки Романа Лизалина — легендарного капитана, спасшего выживших пассажиров с затонувшего теплохода «Булгария».
До этого ими занималось АО «СК „Татфлот“», которое традиционно относят к сфере влияния гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. И хотя в большинстве регионов речными перевозками заведуют частные компании, в Татарстане это привело к полному провалу, поэтому власти решили создать госкомпанию.
Но в «наследство» новому предприятию оставили 28 старых судов, среди которых 50–60-летние теплоходы «Татфлота», обветшалый речной порт и дряхлые дебаркадеры. Но были и приятные бонусы — беспрецедентные 2 млрд рублей, которые должны были поднять татарстанский флот с колен.
До этого инфраструктуру речного флота не успел покритиковать только ленивый. Мэр Казани Ильсур Метшин назвал речной порт «стыдом и срамом», а глава комитета по туризму города Дарья Санникова заявляла, что должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. По ее словам, власти получали огромное количество жалоб на это.
Казанский речной порт сравнили с зоопарком
Приплыли
В 2024 году пассажирская навигация в Татарстане стартовала в конце апреля. Это первый полноценный сезон для АО «Флот РТ». Лизалин называл его значимым, но год не задался с самого начала.
В прошлом году в Татарстане появились два новых «Метеора». В этом — на них запустили рейсы в Ульяновск. Судна отправили в первое плавание 1 мая, однако уже 3 мая «Метеор» сломался во время рейса. В Татарской транспортной прокуратуре пообещали проверить инцидент.
Поломки за лето происходили неоднократно, да и обслуживать все рейсы компания не успевала. Так, например, маршрут Казань — Сарапул пришлось отдать Нижнему Новгороду, так как в Татарстане своих судов не хватило, а маршрут людям уже пообещали.
Нереализованный потенциал
По словам Дарьи Коваленко, руководителя проектов в бюро территориального развития ATLAS, сейчас речной туризм — одно из приоритетных направлений во внутреннем туризме. Однако с еще не раскрытым потенциалом. На данный момент менее 1% от общего внутреннего туристического потока приходится на речной туризм, а на самом длинном и развитом маршруте для круизов — Волге — пассажиропоток составляет лишь 600 тысяч человек.
«Татарстану и Казани определенно необходимо усиливать речной туризм, потому что область обладает большим потенциалом. Уже есть хорошая база в виде качественной городской среды, большого количества туристических достопримечательностей и планируемая „Казань марина“, в которой запуск всех объектов планируется в 2028 году», — считает Коваленко.
По мнению эксперта, в развитии круизного туризма важно, чтобы он становился более интересным для молодого поколения, так как пока ещё это достаточно консервативное направление, где не хватает современных сервисов и событийного наполнения на набережных — в точках, где останавливается круиз.
«Важно продумать брендинг и продвижение этого вида путешествий для молодежи, включая цифровые сервисы, агрегированную информацию о маршрутах и программу мероприятий, доступную для жителей и туристов. В таком случае и группе молодых людей, и семье с детьми при спуске на набережную в Казани станет проще сразу найти нужные продукты и услуги: кафе, рестораны, сувенирные магазины, подходящие для них мероприятия, забронировать речную прогулку или арендовать катер», — заявила эксперт Inkazan.
Однако основатель российский сервис бронирования отелей и квартир ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин, заявил Inkazan, что два последних года речной туризм в России стал модным видом отдыха, который выбирают не только люди старшего поколения, но и молодежь, пары, семьи с детьми, компании друзей.
«Туристы ищут новые впечатления, „живые“ эмоции, ценят комфорт и удобство, любят узнавать историю и культуру регионов страны. Очень любят речные круизы дети младшего школьного возраста: на борту предлагают различные детские анимации, детское меню. Речные круизы позволяют посмотреть на знакомые города с нового ракурса», — заявил спикер.
Самые популярные направления для речных круизов летом 2024 года — Санкт-Петербург во время белых ночей, Казань, города «Золотого кольца России», Карелия, Астрахань, Тверь. По продолжительности, есть туры на 2-3 дня, есть на две недели.
По данным сервиса бронирований жилья для отдыха ТВИЛ, Казань входит в топ-5 направлений для путешествий летом 2024 года. Средняя стоимость ночи в отелях и квартирах города составляет около трех тысяч рублей. В основном, туристы приезжают в город на машинах из Москвы и соседних областей. Но в этом году заметно вырос турпоток отдыхающих, которые прибывают на «Метеорах» и «Валдаях» по Волге.
«Этому способствует расширение водных маршрутов в рамках развития национального проекта „Туризм и индустрия гостеприимства“», — считает Черепахин.
Теплоходик, который смог
Пока что флагманом в развитии речных перевозок можно назвать Нижегородскую область. Губернатор региона Глеб Никитин заявлял, что еще несколько лет назад многие не верили, что возродить речной туризм возможно, и что это имеет смысл.
«А сейчас за нашим успешным опытом в сфере развития скоростного речного пассажирского транспорта обращаются все „речные“ регионы», — говорил он в 2023 году.
Первый «Валдай» регион получил в 2019 году, а к 2023 году по речным просторам из области уже курсировали 5 таких судов. Пассажиропоток вырос почти в 20 раз. Отметим, что сейчас эксплуатацией судов занимается компания ООО «Водолет», но областной бюджет выделяет предприятию субсидии. В 2024 году они составили 134 млн рублей.
При этом в области тоже еще не все гладко. Так, депутат областного заксобрания, зампред комитета по транспорту Василий Суханов заявлял, что региону еще есть куда расти в вопросе инфраструктуры и причалов. По его мнению, это должны быть не просто пристани, а определенные точки притяжения с гостиницами.
Редакция Inkazan направила запрос в областную пресс-службу, а также компании «Водолет», чтобы узнать о планах на предстоящий сезон, а также о «способах достижения успеха». Как только ответ поступит в наше распоряжение, мы его опубликуем. Хочется верить, что его прочитают не только наши читатели, но и «подглядят» ответственные за речные перевозки органы. Чтобы больше не было стыдно перед соседями.
В Нижнекамске построят речной порт
Ссылка на статью: https://inkazan.ru/news/2024-09-05/teplohodik-kotoryy-smog-pochemu-nizhniy-uplyl-ot-tatarstana-5185989