Найти тему
Москваголичка❤️

Сандуновские бани (ул.Неглинная, д.14, стр.4)

Основателем знаменитых «Сандунов» был весьма популярный у публики екатерининских времён комический актёр Сила Николаевич Сандунов. Он происходил из благородного грузинского рода и настоящее его имя было Силован Зандукели. Начинал он выступать на сцене Петровского театра в Москве, потом служил в придворном театре в Санкт-Петербурге, а под конец карьеры вернулся в Первопрестольную, но уже в качестве режиссера. Так вот. Сила Николаевич был страстно и взаимно влюблён в актрису и певицу Елизавету Семёновну Уранову. Но в то же время в неё был влюблён один из самых богатых и влиятельных людей империи князь Александр Андреевич Безбородко. Безбородко был холост, стар, но оставался страстным поклонником женщин. Урановой он просто не давал прохода. И она пошла ва-банк! Во время выступления в Эрмитажном театре она прямо со сцены обратилась к императрице Екатерине Второй за заступничеством. А та не только дала своё добро на брак влюблённых, но и подарила невесте к свадьбе бриллианты. И вот на эти бриллианты и был приобретён участок земли, на котором сначала Сандуновы предполагали построить жилые кварталы и магазины. Но вскоре их решение было изменено в пользу устройства бань.

-2

Первые бани находились на берегу реки Неглинки, в районе нынешней Театральной площади. Дело быстро начало приносить доход, и актерская чета решила расширить предприятие. Был приобретён большой участок земли, где до этого располагались огороды бывшей Звонарской слободы, и там построили новые бани, получившие название Сандуновских. В дальнейшем бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их хозяином стал богатейший купец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 году владелицей стала его дочь. Муж Веры Ивановны Фирсановой, Алексей Николаевич Ганецкий, много ездил по Европе и оттуда приехал с идеей перестройки бань. Для воплощения своей идеи он нанял известного архитектора Бориса Викторовича Фрейденберга. Но вздорный нрав заказчика так достал зодчего, что он бросил проект на середине строительства. Достраивали комплекс Сергей Михайлович Калугин и Владимир Иванович Чагин. Обновленные бани открылись в феврале 1896 года. Кстати, название бань при всех хозяевах оставалось прежним, так как оно было широко известно в народе и стало нарицательным. Фантастически красивое здание обновлённых бань было построено в стиле бозар (от французского beaux-arts «изящные искусства»). Это эклектичный архитектурный стиль, сформировавшийся в середине 19-го века в противовес увлечению национальным средневековьем. Он объединил в себе традиции сразу нескольких стилей — классической и неоклассической архитектуры, итальянского ренессанса и французского барокко. 

-3

-4

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым для того времени технологиям. Вода в них поступала по водопроводу из Москвы-реки и артезианской скважины. Была собственная электростанция. Клиентов обслуживали 400 банщиков! Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. В комплексе имелась гостиница, рестораны и магазины. В советское время Сандуны продолжали использовать по назначению и они считались лучшими банями в Москве. Однако их ещё очень полюбили киношники. Сандуновские бани неоднократно становились декорациями в фильмах. Например, все морские сцены знаменитого фильма Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» были сняты в Сандунах. Здесь же под искусственный лёд уходили рыцари в кинокартине «Александр Невский». Уже позже тут снимали «Мастер и Маргарита», «Брат-2», «Старый Новый год», «Статский советник». Даже «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером может похвастаться кадрами в сандуновских интерьерах. Кстати, подлинных интерьеров до сих пор сохранилось около 70%! Прежний облик Сандунов воссоздан и бережно сохраняется.

-5