Более 300 лет назад русский царь Петр Великий (1672-1725) впервые посетил Францию, саботировал планы, которые были составлены для его пребывания, и грубо нарушал версальский этикет. Нетипичный монарх, например, взял на руки семилетнего короля Людовика XV, чтобы поцеловать его, чем шокировал придворных.
На протяжении всех 43 лет своего пребывания у власти Петр стремился всячески преобразовать свою страну: создал постоянную армию, основанную на воинской повинности (все мужчины подлежали обязательной военной службе в течение 25 лет), вёл политику территориальной экспансии (к концу его правления Россия простиралась от Балтики до Тихого океана и Каспийского моря), а также перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы приблизить её географически, экономически и интеллектуально к Западной Европе. В соответствии с этим принципом этот человек-гигант ростом 213 см позволял каждому россиянину подниматься по социальной лестнице на основе заслуг. В то же время он поощрил открытие около 200 фабрик и множества школ (военных, технических, медицинских и т.д.), уменьшил влияние православной церкви и даже изменил внешний вид своих подданных, запретив ношение бород и кафтанов (традиционных длинных и очень теплых пальто) для мужчин. Мужчины и женщины должны одеваться в западном стиле. Несмотря на то, что он правил, постоянно импровизируя, и оставил Россию ослабленной бесконечными войнами и отсутствием эффективного государственного управления, Петр вывел крупнейшую в мире страну в современную эпоху, поставив ее в число ведущих континентальных держав.
Будучи во всех отношениях нетипичным правителем, царь, провозгласивший себя императором всея Руси в 1721 году, также проявлял живой интерес к науке и технике. В возрасте 15 лет он увлекся компасами и астролябиями (инструментами, используемыми для отслеживания движения Солнца и звезд над горизонтом), и Франц Тиммерман, голландский моряк, разбирающийся в астрономии, научил его пользоваться ими. Тиммерман также привил юному принцу любовь к математике, геометрии, военной архитектуре и баллистике.
Другой голландец, кораблестроитель Карстен Брандт, обучал его искусству навигации. Когда Петр был подростком, ему дали все необходимое для обучения кузнечному, плотницкому и каменотесному делу. В общей сложности он освоил около 15 профессий, связанных с физическим трудом. Его путешествия по Европе, когда это было необходимо, инкогнито под именем Петра Михайлова, позволили царю — и огромному поклоннику Александра Македонского — утолить свою тягу к наукам, встретиться с учеными мыслителями того времени и быть в курсе последних достижений техники.
Его первое путешествие на запад, продолжавшееся с марта 1697 по сентябрь 1698 года, позволило ему расширить свои познания в артиллерии в Пруссии, проработать четыре с половиной месяца простым рабочим на верфи, изучить основы хирургии в Голландии, совершить поездку по литейным цехам Германии, посетить заседание Королевского общества, настроить телескоп на Венере в Гринвичской обсерватории или даже сделать гробы с английским плотником…
Второй визит Петра во Францию продолжался чуть более 20 месяцев (с января 1716 по октябрь 1717 года), в том числе 43 дня он провел в Париже. Это путешествие, главной целью которого было добиться признания российских завоеваний на Балтийском море, обернулось дипломатической катастрофой. С другой стороны, царь воспользовался случаем, чтобы дать волю своему научному либидо (стремлению к знаниям). Интеллектуальная любознательность Петра Великого сделала его подлинным исключением среди коронованных особ того времени. Надеясь наполнить свои дорожные чемоданы научными приборами, он обошел мастерские, подобные мастерской Жана Пиджена д'Осанжи на площади Дофин, где купил механическую небесную сферу, откалиброванную в соответствии с системой Коперника. Чтобы вернуть французское ноу-хау и мастерство в Россию, он нанял более 60 плотников, обойщиков, резчиков по дереву, декораторов и т.д.
Одним из ярких событий пребывания Питера в Париже стало его участие в заседании Королевской академии наук, члены которой продемонстрировали ему различные машины и химические процессы. Чтобы продемонстрировать свои способности к ручному труду, он поразил аудиторию, обработав кусок слоновой кости на токарном станке. 27 декабря 1717 года он был назначен экстраординарным членом Академии, что сделало его единственным монархом, наряду с королем Монако Альбертом I, удостоенным такой чести. Самое главное, что это отличие убедило его создать аналогичное учреждение в России. Среди первых ученых из других стран, ставших членами Императорской академии наук, были французский географ Делиль, швейцарский физик Бернулли и швейцарский математик Эйлер. Интеллектуальная любознательность Петра Великого сделала его подлинным исключением среди коронованных особ своего времени.
Понравился материал? подписывайся, ставь лайк.