В ночь на десятое декабря Леше приснилась бабушка Поля, она ничего не говорила, только улыбалась, держа своего трехцветного кота на руках. Которого, кстати, давно уже не было в живых. Проснувшись, парнишка решил проверить свои тревожные ощущения по отношению к бабушке, но ничего такого не увидел. Но что странно, почувствовал другое, как будто экран стоит и подробности он не видит.
Леша тогда еще подумал: неужели бабушка какими-то способностями обладает. Он ей позвонил, спросил, как дела, как здоровье? На что старушка ему бодрым голосом ответила. что все хорошо, не переживай. А через три дня после его сна и разговора с бабушкой, позвонил Борис:
- Баба Поля себя плохо чувствует, срочно приезжайте.
Он еще рассказал, что ей предлагали лечь в больницу - но она категорически отказалась и только сегодня разрешила ему сообщить Илье о ее состоянии. А раньше все им говорила, когда звонила, что все у нее, как всегда, хорошо. И голос веселый. Сколько лет они ее звали к себе жить, но она ни в какую. Сказала, что умирать будет в родной сторонке, рядом с близкими. Там и родители ее похоронены, и брат старший, и муж.
Так как Елизавета Аркадьевна не могла бросить учеников, конец первого учебного полугодия приближался, надо выставлять оценки, подтягивать двоечников. Поэтому решено было, что Илья Степанович полетит с Лешей. Еще летом, когда они не смогли приехать к бабушке в гости, так сложились обстоятельства, — она по телефону сказала, что ей хотелось бы с Лешей еще раз в этой жизни повидаться. Мол, приезжай, внук, даже зимой, я и тогда тебя окрошкой накормлю.
Билеты туда достали более-менее свободно, а вот обратно, до самого Нового года ни одного места на самолет не было. Елизавета Аркадьевна сказала, что не стоит переживать, ведь вы не знаете точно, сколько пробудете у тети Поли, как она себя будет чувствовать. И мужу посоветовала брать отпуск до самого праздника, потому что, возможно, и поездом придется обратно ехать. Рекс, естественно, остался дома с Елизаветой Аркадьевной.
И вот Илья Степанович и Леша на пороге дома бабушки Поли. Постучавшись, они вошли в дом. Постаревшая, похудевшая, но радостно улыбающаяся старушка, распахнула им свои объятия. Сдала бабушка, отметил Леша и тут с горечью осознал, что они с дедом задержатся здесь, пока не отведут девять дней бабушке. Потому что она все силы берегла для встречи с ними. Илья Степанович обнял тетушку и слезы катились у него из глаз:
- Прости, тетя Поля, что редко видимся.
- Ну что поделать, сынок, такова жизнь. Не виноваты мы, что жизнь нас разбрасывает в разные стороны. И ты не обижайся на меня, что не согласилась переехать к вам. Знаю, что любите вы меня, добра желаете, от этого и тепло на сердце. Жила бы у вас и, как сыр в масле каталась бы. Но, понимаешь, душа бы моя здесь была. Так что давай, мой дорогой, оставим все слезные причитания, никто ни на кого не в обиде, наоборот, и это самое главное. А теперь дай-ка я маленького нашего обниму, хотя он уже вон как вымахал. Лешенька, внучек, какой же ты взрослый и красивый.
Леша с нежностью обнял хрупкое тельце бабушки. У него, как и у деда, горький комок к горлу подступил, но он сдержал себя. Баба Поля по жизни-то была маленькая и худенькая, а сейчас болезнь ее уменьшила, и она стала, как маленькая девочка со старушечьим, добрейшим лицом.
- Леша, а ведь я как и обещала, приготовила окрошку.
- Бабушка, ну ты даешь, вот это ты молодец.
- А-то. Давайте-ка, мойте руки и к столу.
Она осторожно встала и шаркающей походкой пошла на кухоньку. Они с дедом быстро вымыли руки. Потом Леша стал помогать бабушке накрывать на стол, а Илья Степанович доставал гостинцы, что привезли для бабушки. Через несколько минут они присели к столу.
- Илья, вон в том шкафу, наверху, стоит наливочка. Она легенькая, как компот. Давайте-ка за встречу по рюмочке выпьем. И Леше стопочку достань, я разрешаю.
В наливке было, наверное, как в пиве, градусов 4-5, чуть-чуть горечь чувствовалась, а так и правда, как компот. Получается, Леша впервые в жизни попробовал алкоголь. Бабушка смеялась, когда Леша поморщился слегка:
- Ты первый раз пробуешь, а я последний.
- Теть Поль, ну ты как скажешь - последний. Впереди Новый год.
- Ну да, я и запамятовала, старая. Ну как тебе окрошка, внук?
- Баба Поля, она изумительная. Спасибо!
Леша с удовольствием ел окрошку с жареной картошкой, которая, оказывается, стояла в печи уже готовая.
- Тетушка, а как ты узнала, что мы сегодня приедем?
- Так я колдунья, ты что не знал? - смеясь сказала бабушка. - Борис вчера забегал и сообщил радостную новость. Он и продукты все закупил, и дров с водой натаскал. Да, тут ко мне ещё и Даша прибегала давеча, принесла домашних яиц. Она после смерти своей бабушки всегда раз в неделю десяточек мне приносит. Скоро уезжает в Иркутск, экзамены сдавать. Она ведь заочно поступила, а так - работает. Кстати, узнала, что ты, Леша приедешь, обрадовалась, говорит, что обязательно забежит, увидеться с тобой.
- Буду и я рад встрече. Баб Поль, а скажи мне, пожалуйста, как ты умудрилась от меня закрываться?
- Когда-то давно на нашей улице жила одна тетка. Ох и вреднючая, да завистливая была. Первая сплетница и сводница на деревне. И вот в мою смену ее дочь привезли рожать. Роды тяжелые были, ребенок поперек шел. Но я справилась, и мальчонка родился здоровенький, и с роженицей все в порядке было.
И она пришла ко мне, отблагодарить, принесла коробку конфет, сказала, что я хорошо свои обязанности исполняю. Но я отказалась брать и даже отругала ее, сказав, что я за хорошую работу, хорошую зарплату получаю. И пригласила ее, на свою голову, чай попить. Ее это каким-то боком зацепило, и повадилась она одно время ко мне каждый вечер ходить, да на всех жаловаться.
Я терпела ее, терпела, не знала, как от нее избавиться. А вот бабушка Бориса увидела ее через забор уже третий раз у меня во дворе, подозвала к себе и спрашивает:
- Еще не надоело выслушивать эту ощипанную курицу, всю ее грязь?
- Надоело, еще как надоело. Я уже ей и так и сяк намекала, чтобы она не приходила, а она снова прётся.
- Слушай меня внимательно, дева моя, как только она к тебе придет, ты мысленно ставь между вами зеркало, да так, чтобы она одна в него смотрелась. Как будто сама с собой будет разговаривать. Потом посмотришь, что будет.
Так вот на следующий день прибежала эта дама ко мне и только уселась напротив меня, я тут же поставила мысленно меж нами зеркало. И она начала говорить-говорить, а я еще смотрю на нее и думаю, что она все своему отражению и рассказывает. И тут она все сбавляет и сбавляет темп своей очередной сплетни, а потом, как подорвалась:
- Ох, засиделась я у тебя, мне пора домой.
На следующий день было то же самое, а потом она перестала вообще ко мне приходить. Пошла я бабушку Бориса благодарить, а она мне и говорит:
- Всегда, пожалуйста. А ещё запомни, рыба моя, хочешь закрыться от кого-нибудь, поставь мысленно на себя колпак зеркальный во весь рост, чтобы отражение шло на того, кто тебя просмотреть захочет. Можешь мысленно показать, что у тебя все хорошо, пусть завидует. Все это на колпаке отразится. Вот так я и закрывалась, зная твою силу. Не хотелось вас попусту дергать. Ну а сейчас время пришло, поэтому вы здесь.
- Теть Поль, ну опять ты за свое...
- Илья, я тебе когда-нибудь пустое говорила? Нет, правильно. Потому что я точно знаю, что сегодня покину вас. Хорошо, что вы меня застали живую, и я с вами попрощалась по-человечески. Жалко, конечно, что Лиза не смогла приехать. Но я знаю ее отношение ко мне, и оно меня согревает. А теперь вот что, Илья, я всю жизнь понемногу копила денежки, так что на похороны есть, они в белом конверте.
В чем хоронить, тоже все приготовлено, в шифоньере, в розовом пакете все лежит. А еще там же лежит голубой конверт с деньгами, это Лешеньке на учебу. Знаю, что он хочет учиться. Ты, внучек, не останавливайся, учись, у тебя все получится, да ты и сам все прекрасно знаешь. Я очень рада за Илью, то что у него есть вы с Лизой. Я тебя, как родного полюбила, мой светлый, добрый мальчик.
Спасибо, что звонил, не забывал старушку. За рассказ о Дагестане, отдельное спасибо, я как будто с вами вместе побывала там. Надо было согласиться, когда вы звали с собой. Но я тогда подумала, что буду вам обузой, и отказалась. Но что ж теперь об этом. Я вам за все благодарна, мои хорошие, вы у меня одни в этом мире были радостью и счастьем. А сейчас я устала, пойду, прилягу.
Леша встал, взял бабушку под руку и тихонько довел ее до кровати. Она прилегла, а потом позвала его, он наклонился, и Илья увидел, что она ему что-то шепчет. Леша поцеловал бабушку, вытер глаза и быстро ушел в другую комнату. Илья тоже подошел к тетушке, она ему улыбнулась и закрыла глаза. Он подумал, что старушка устала и быстро уснула, и тихо пошел обратно, на кухню.
Вскоре вышел заплаканный Леша и сказал:
- Дед, бабушка покинула нас, вызывай скорую помощь.
На похороны собралось много народа. Илья даже не подозревал, что его тетю любили многие в поселке. Спасибо Борису и Даше, они помогали во всем. А еще брат подруги, Глеб, который спас Дашу от проходимца. Он теперь был у неё за старшего брата. Она очень тепло встретилась с Лешей, поплакала у него на плече, жалея и свою бабушку, которой ей очень не хватало, и вот теперь и бабушка Поля ушла.
Когда отвели девять дней, Борис спросил Илью, будет ли он продавать потом дом тетушки или оставит себе, как домик на курорте?
- Хотелось бы оставить, но сам понимаешь, часто не сможем приезжать, а за домом уход нужен. Но, вначале посоветуюсь с Лизой. И летом обязательно приедем, тетушке памятник надо будет поставить, дерево посадить, могилку подправить после зимы. Вот тогда и подумаем, что делать с домом.
- Ну и правильно. Поезд завтра утром? На Новый год как раз успеваете?
- Утром 31 и приедем, если все нормально будет. Но только какой праздник, Боря! У меня душа разрывается, до сих пор не могу принять того, что больше не увижу свою любимую тетушку. Она мне столько в жизни любви подарила, особенно, когда родителей не стало.
- Да, тяжело терять родных, сам испытывал подобное и, к сожалению - не раз. Но ты ведь знаешь, я тебе истину не открою, то что ушедшие радуются, когда у нас все хорошо. Тебе надо отпустить ее и продолжать жить. Она бы так тебе и сказала.
- Да, знаю.... Борис, спасибо тебе, друг, за тетушку, за заботу о ней, за помощь и за поддержку.
- Да о чем ты, мне в радость было встречаться с ней. И не чужие мы с тобой, почти как братья. Или я не прав?
- Прав, брат.
Они обнялись.
====================
====================