Найти тему
Лёлины истории

Почему лиса- Патрикеевна?

Оглавление

Недавно мой ученик -шестиклассник задался таким вопросом. Для начала хочу отметить,это уже победа-оторвался от гаджета и обратил внимание на необычное слово, заинтересовался. К сожалению, все чаще мы с коллегами наблюдаем обратный процесс: инертность существования современных школьников, они даже не спорят, лишь выражают молчаливое недоумение: "зачем мне это?"

А тут случай иного порядка- человек встрепенулся, обратил внимание на новое. С удовольствием рассказала ему, а теперь и вам.

Иллюстрация: "Кот ,петух и лиса", 1976г.Линогравюра.Автор Лев Овчинников
Иллюстрация: "Кот ,петух и лиса", 1976г.Линогравюра.Автор Лев Овчинников

Русские сказки полны героев, имена которых мы с детства воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.

Но если хозяин леса Михайло Потапыч назван так просто за привычку топтаться и топать, Заяц прозван Косым за особенности взгляда, а Волк Серым за окрас, то с прозвищем Лисоньки не так все просто. Оно было дано героине в стародавние времена и несло в свое время огромную смысловую нагрузку.

Лиса Патрикеевна — один из самых важных персонажей в русских сказках.

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Почему хитрая Лиса во многих сказках носит именно такое отчество, а не какое-нибудь нормальное, типа Ивановна или Дормидонтовна? Как раз потому, что хитрая.

В основе ее отчества

имеются античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Такое определение давалось людям знатного происхождения.

И по первой версии появления отчества у рыжей плутовки в основу легло древнерусское имя Патрикий

— от того самого благородного и знатного латинского «патриция».

Есть еще одна вepcия- об иpлaндcкoм пpoиcxoждeнии.

Некоторые пpeдпoлагают, чтo oтчecтвo Пaтpикeeвнa пpoизoшлo oт oчeнь пoпyляpнoгo иpлaндcкoгo имeни Пaтpик. Ecли yчecть, чтo ocнoвная oтличитeльная ocoбeннocть внeшнocти кopeннoгo иpлaндцa - яpкий pыжий цвeт вoлoc, тo тoгдa Лиca Пaтpикeeвнa пpeвpaщaeтcя в Лиcy Pыжyю. Bepcия , на мой взгляд, не совсем пpaвдoпoдoбнaя, мaлoвepoятнaя в cилy тoгo, чтo xитpaя кyмyшкa yютнo чyвcтвyeт ceбя в pyccкoм фoльклope yжe нecкoлькo cтoлeтий, кoгдa нa Pycи eщe и нe cлышaли пpo pыжиx чyжeзeмцeв. Слишком уж далеко живут от нас огненноголовые Патрики😊.

А вот третья версия, основанная на реальном историческом факте, скорее всего и будет объяснением необычного отчества Лисоньки.

Ее прозвали так в честь человека, равного ей по хитрости и изворотливости — литовского князя Патрикия Наримунтовича, правившего в конце XIV — начале XV века.

Имеющий богатую родословную (сын великого князя Наримунта, который, в свою очередь, был сыном Гедимина, основателя Литовского княжества) князь в памяти народной оставил след негативный.

Биография его наполнена событиями, в поисках наживы где только ни оказывался князюшка. Выбравшись из всяких перипетий, в 1383 – 1386 годах он добился своего избрания в Новгороде Великом служилым князем, был принят простодушными новгородцами с большими почестями,

Патрикий Наримунтович стал княжеским наместником в Новгороде, в летописи упоминается:

В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село.

Перевожу: приехал из Литвы в Новгород, где приняли его с честью и дали города: Орехов, Корельский городок (Кексгольм), половину Копорья и село Лужское (Луское – по летоп.), причем города Орехов, Корелу, село Лужское (в «отчину» как наследство отца), а позже Ладогу и Руссу (последние вероятно в «кормление»).

Лицевой летописный свод. Прибытие Патрикея в Новгород.
Лицевой летописный свод. Прибытие Патрикея в Новгород.

Однако на посту этот государственный муж пробыл недолго.

По отзывам современников князь Патрикей был хитрым и изворотливым человеком, всюду выгоду себе искал.

Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа. Кроме того, был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами. Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое — при святой Софии, одно за Патрикея, другое — против. И оба схода — при оружии. Долго стояли так:

Три конца — Неревский, Загородский и Людин — вооружились на Славянский конец (прим. — у В. Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. — так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные — стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе. (С.Соловьёв).

Так вот высокородный князь стал покровителем местных разбойников и пиратов – ушкуйников. Сам Дмитрий Донской хотел вмешаться в новгородские дела, чтобы унять разбои Патрикеевых людей.

К слову, новгородские владения князь расширил – забрал себе практически все южное побережье Финского залива и построил для защиты новых земель крепость Ям, которая затем выросла в город Кингисепп. Однако людская молва князя-хитреца не простила, и через несколько лет с высокого поста его сместили. Патрикей же не растерялся и поехал служить московскому князю Василию. Как мы видим, Патрикей ловко интриговал всю свою жизнь.Чудеса изворотливости, продемонстрированные князюшкой, сделали его имя, нарицательным.

А русский люд простой невзлюбил князя за изворотливый характер и интриги. Как решила народная мудрость, он вполне может соперничать с лисой и даже быть ее отцом.

Гомельский исследователь, доктор филологических наук, профессор А.Ф. Рогалев пишет, вслед за российскими историками, что – «Имя князя Патрикея приобрело в русской истории нарицательное значение и, возможно, было использовано … при интерпретации (сказочного) образа хитрой и лукавой Лисы, получившей с тех пор отчество Патрикеевна»

Вот он, славный отец Лисы Патрикей.(wikimedia.org.)
Вот он, славный отец Лисы Патрикей.(wikimedia.org.)

Лиса в русских народных сказках -олицетворение злого ума.

Она красива, обольстительна, красноречива, может легко притвориться беззащитной и слабой, манипулируя другими ради собственной выгоды.

Чтобы достичь желаемого, рыжая плутовка готова задействовать все свои козыри – обман, коварство, мошенничество, обольщение.

В сказках лисица -негативный персонаж, зачастую, пытаясь обхитрить положительного героя, сама становится жертвой, расплачиваясь за свою подлость и лицемерие.

Вы можете познакомиться поближе с этой разносторонней героиней, ниже список популярных сказок о Лисе.

Лиса в русских народных сказках

"Лиса и кувшин" "Лисичка-сестричка и волк"
"Медведь и лиса" "Овца, лиса и волк
"Кот и лиса"
"Лиса и журавль"

ну и,разумеется, хит всех времен - "Колобок"😉.

pinimg.com
pinimg.com

P.S.

Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые российские фамилии.

От сына Фёдора — Хованские; от другого, Юрия — Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра — Корецкие.

А на этом сегодня прощаемся.

Сердечно ваша Лёля.