Я логопед для неговорящих детей. По предыдущим постам я увидела, что у некоторых родителей есть потребность в специалистах, но своего специалиста по развитию речи они еще не встретили.
Что с этим можно сделать? Организовать развивающую речевую среду дома.
Для этого не надо сидеть часами за столом и зубрить карточки. Гораздо эффективнее будет игровой подход.
1. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра. А пусковой механизм речи - глаголы.
Придумывайте активности, которые понравятся ребенку. Например, дети очень любят мыльные пузыри. Чтобы продолжить эту деятельность, ребенку надо будет сказать "Дуй", "Мама, дуй", "Мама, надувай огромные пузыри", или просто показать пальцем на баночку с пузырями. Просьба, которую вы ждете, обязательно должна соответствовать возможностям ребенка. Если он сам не просит, помогите ему. В тот момент, когда он будет тянуться к пузырям - помогите ему сложить указательный жест. Если он уже умеет за вами повторять - Скажите слово "Дуй". Как только ребенок повторит - сразу надувайте пузыри, как будто он сам попросил. Если деятельность интересная, он постарается запомнить слово, которое ее продолжает.
Катать машинки - кати. Лить воду - лей. Петь колыбельную - пой. Попробуйте для каждой интересной деятельности найти свое слово. Помните, здесь главное - это развитие инициативы. Даже если ребенок произнес слово недостаточно четко, лучше выполнить просьбу, не заставляя ребенка сказать лучше. Иначе он перестанет просить вообще. Никому не нравится, когда его поправляют.
2. Используйте книги
Наверняка вы много читаете ребенку стихи или сказки. И это здорово. Теперь я предлагаю превратить ребенка в активного участника чтения. Существует огромное количество детских книг, в которых мало текста, но много картинок. Сейчас много прекрасной современной детской литературы с окошками и движущимися вставками.Используйте такие книги. Рассматривайте их, играйте в то, что вы видите. Это подойдет ребенку с любым уровнем речевого развития. Если ребенок не говорит и у него плохо развито визуальное восприятие - можно предлагать ему сопоставлять реальные объекты с теми, что нарисованы (например раскладывать игрушечных зверей на соответствующих книжных). Если ребенок говорит только первыми слогами, можно предлагать ему рассказывать так, как получается ( Тут дом [ту до]. А тут кот [а ту ко]. Мама иди [ма ди]). Можно задавать вопросы на понимание, чтобы ребенок показывал пальцем предметы или существ. Или спрашивать, кто большой, а кто полосатый. Или учить рассказывать по картинке.
Вы можете мне возразить - книги дорогие, не напасешься. И я отвечу - идите в библиотеки. Сейчас библиотеки хорошо комплектуются. Я видела там даже антивандальные книги для малышей - которые нельзя порвать. Библиотекари будут вам очень рады.
3. Выключите фоновый телевизор и четче проговаривайте слова
Ребенок с проблемами речи - как иностранец в чужой стране. Чтобы научиться нас понимать, ему надо научиться расслышивать каждое слово. А если у вас темпераментная речь, особенно на фоне работающего телевизора, ребенок не сможет ничего разобрать. Говорите с ребенком учитывая его уровень речевого развития. Эмоционально, но односложно комментируйте происходящее. Что то упало? - покажите на это пальцем и четко произнесите - упало. Проговаривайте рутинные действия, предметы одежды в тот момент, когда ребенок сам, или с вашей помощью их надевает.
Если у ребенка все отлично с пониманием, но он не может за вами повторять - инструкции не меняются. Пусть ребенок видит ваше лицо. Пусть видит, как двигаются губы и язык (насколько это возможно) , когда вы произносите тот или иной звук.
4. Делайте зарядку
Делая с ребенком простые физические упражнения, вы помогаете ему развивать навык имитации. Ребенок привыкает смотреть на вас и повторять движения. Учится чувствовать свое тело. Если он не повторяет за вами артикуляторные движения (не открывает рот, не улыбается, не делает губы трубочкой, не показывает язык и т.д.) работа с крупной моторикой вам поможет. Если ребенок вооще никак не повторяет - помогайте ему сами, выполняйте движения его руками. Лучше будет, если один человек дает инструкцию, а второй помогает ее выполнить. Главное - постепенно снижать такую подсказку, чтобы ребенок не привык, что всё делают за него.
Помните, вы находитесь с ребенком больше всего времени и ваше влияние на него очень велико. Даже если у вас нет логопеда, а неврологи говорят вам приходить после трех лет, это не значит, что ничего сделать нельзя. И без логопеда можно отлично развивать речь дома.
Еще я что-то пишу здесь https://vk.com/logo_svetlana
Эта статья здесь