В своей прошлой статье я уже рассказывал про боевой путь Малинина Сергея Петровича. Был он техником по обслуживанию ленд-лизовского Дуглас А-20 «Бостон». И сейчас речь пойдет о любопытных случаях о которых он поведал.
Думали сейчас будет скандал, по своим ведь попали!
Бомбардировщики из Белостока поддерживали наши войска под Орнштейном и Млау. Готовили к вылету самолет механик и моторист, но приходилось еще кого-нибудь в помощь звать – вдвоем не получалось вставить тяжелую бомбу в пазы на бомбодержателе.
На самолете командира полка татарин трудился, Беркутов Ахмат. Весна уже почти, солнышко пригревает, работа тяжелая. Совсем он запарился, и ушанку внутри бомболюка положил. Вспомнил про шапку, когда пилот уже мотор запустил и начал на старт выруливать. Техник пытался привлечь внимание, чтобы пилот люк открыл, да без толку – улетел самолет.
Бомбометание выполнялось строго после командира группы. Он первый высыпал бомбы, только после этого в дело включались остальные экипажи. А тут полк в полном составе подлетает к цели, ведущий уже створки бомболюка раскрыл. Приготовился, значит к бомбежке немцев. Ворвавшийся в отсек воздух сдул ушанку.
Ведомые летчики увидели, как самолет командира что-то сбросил. Ну, ясно что – бомбу. И все 30 бомбардировщиков отработали по цели. А в каждом по 16 ФАБ-100. Только на самом деле до немецких позиций долететь пол не успел.
На земле комполка в крик. Получается, по своим ударили, да еще и без команды. Летчики все утверждают, что видели, как ведущий отбомбился. Ахмат и вспомнил про свою шапку. Сказал, что, наверное, это она упала.
А тут звонок из дивизии. Прибежал посыльный, говорит, что командира полка комдив требует к телефону. Думали, что сейчас скандал будет. А комдив благодарность летчикам объявляет за решительные действия. Оказывается, немцы в контратаку в тот самый момент пошли на наши позиции. И атакующая колонна целиком под бомбы попала. Да еще следом на деморализованных немцев еще и Ил-2 зашли и добили оставшиеся целыми танки.
За этот случай полку присвоили наименование «Орнштейнский», а летчиков наградили орденами.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Воевала часть недолго – с 8 декабря 1944 до 9 мая 1945 года, но приняла участие в Берлинской операции. Бомбили Зееловские высоты. Были и потери, даже собрание в полку проводили, на котором приняли решение, чтобы из подбитого самолета не выпрыгивать – немцы наших летчиков расстреливали, а гибнуть с самолетом вместе. Во 2-й эскадрилье один из экипажей так и погиб – направив самолет на позиции врага.
Какая была главная проблема «Дугласов»?
Сергей Петрович рассказывает, что главной проблемой этих самолётов была отчасти сама их концепция: дело в том, что их готовились применять в пустыне, для противостояния африканскому корпусу Роммеля. Ну и естественно они были созданы для эксплуатации в пустыне, в жаре. Поэтому главная проблема был с запуском мотора зимой, ведь никаких приборов для его прогрева не было. Вот ещё один случай интересный из его фронтовой жизни.
«Помню, это было в Костроме. Мы, когда готовились к перелету в Белосток, всегда держали машины готовыми к полету. Мы, конечно, постоянно их не прогревали, чтобы АПЛ не сгорела, но каждые полтора часа примерно запускали. Поработает там минут десять-двадцать – выключали, закрывали чехлом. В общем, не спавши выполняли вот такую работу. Весь технический состав на тот момент уже уехал на поезде, а мы остались.»
За участие в войне Сергей Петрович получил медаль «За победу над Германией», а за взятие Кенигсберга – «За боевые заслуги». Орденами его наградили уже после войны, за трудовые подвиги.
*Выражаю огромную благодарность проекту «Я помню», на который я ссылался в работе над статьей.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, можно ли было закончить берлинскую операцию раньше?