Я не могу отнести себя к ярым поклонникам жанра и обычно смотрю фильмы ужасов в двух случаях: в хорошей компании и, когда мне плохо, тогда они становятся своеобразным убежищем от жизненных передряг. В сентябре я устроила себе марафон новых хорроров (да, месяц выдался сложным) и выбрала те, которые особенно громко обсуждают и критики, и простые зрители.
🎞 Слоубёрнер "Собиратель душ" (реж. Осгуд Перкинс, 2024 г.)
Фильм, который критики нарекли лучшим хоррором о серийных убийцах со времен "Молчания ягнят", а также одним из самых странных и ярких фильмов года.
Студия Neon (главный соперник А24 на данный момент) создала из картины культ ещё до выхода. Интрига строилась вокруг главного злодея картины, которого не показывали ни в одном трейлере, но зрители могли слышать его противный, истеричный голос. Этого маньяка-сатаниста сыграл Николас Кейдж, а у актёра роль на роль не приходится, как мы знаем. Кейдж может выдать, как что-то невероятно интересное, так и невероятно кринжовое.
Neon создала сайт в стиле 90-х (время событий, происходящих в фильме), где были размещены материалы расследования дела убийцы по прозвищу Длинноногий (именно так картина называется в оригинале), которые выглядят как настоящие. Вся рекламная кампания была странной и таинственной: например, в газетах печатали зашифрованные послания от маньяка, а ещё, ему можно было позвонить - на билбордах Лос-Анджелеса был размещён телефон Собирателя Душ (он же Длинноногий).
Написал сценарий и поставил картину актёр и режиссёр Осгуд Перкинс - сын того самого Энтони Перкинса - маньяка из культового "Психо". Да, и в фильм хичкоковский саспенс тоже присутствует.
Итак, зритель оказывается в Орегоне 1990-х. Новоиспечённый агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) обладает почти сверхъестественным чутьём, поэтому её привлекают к расследованию дела, которое никто не мог раскрыть годами. От рук отцов погибают целые семьи (и обязательно - девятилетние дочери). После этого они совершают самоубийства. На месте происшествия находят зашифрованные письма от человека, не присутствовавшего в доме, но он точно знает, как всё происходило.
Что в этом особенного?
Перкинс стилизует фильм под классическое жанровое кино о поиске маньяка и зритель ему верит, но ближе к концу "Собиратель душ" делает резкий поворот. Вы недоумеваете, но продолжаете смотреть. Постановщик в своих интервью рассказывает, что не любит пугать людей, ему нравится создавать атмосферу. И у Перкинса это отлично получается: гнетущее ощущение, липкая тревога, беспомощность перед чем-то жутким обволакивают зрителя с первых минут.
Атмосфера 90-х передана очень талантливо, технически фильм сделан с любовью и большим вниманием к деталям. У Перкинса есть свой особенный стиль, как в плане визуала, так и в плане работы со звуком. Под впечатлением от "Собирателя душ" я также посмотрела его режиссёрский дебют - хоррор "Февраль".
Многочисленные отсылки к классике и триллерам 90-х - это не только удовольствие для синефилов, но и придание объёма фильму, затягивание зрителя в атмосферу времени, когда происходят события на экране.
Яркий и нелепый образ Николаса Кейджа, видя которого вы не понимаете: "Так и было задумано или само собой вышло?" Длинноногий вызывает какое-то отвращение, ощущение полного кринжа и временами нервного смеха из-за искусственности образа. В общем, это нужно видеть. Фильм вызывает противоречивые чувства и ощущения, но он не оставит зрителя равнодушным, а это главное.
🎞 Мокьюментари "Полночь с дьяволом" (реж Камерон Кернс, Колин Кернс, 2023 г.)
Обожаю вайб 70-х и всё, что связано с телевидением и работой "за кадром", так как сама пять лет провела на ТВ и радио. Истории про одержимость и экзорцизм - тоже моя тема, поэтому "Полночь с дьяволом" я очень хотела посмотреть с того момента, как увидела трейлер.
Картина братьев Кернс снята в жанре мокьюментари и представляет собой найденную в архиве запись эфира программы "Ночные совы", которая вышла на экраны в Хэллоуин 1977-го. Перед этим нам дают небольшую "историческую справку" о том, какая ситуация была в американском обществе в то время и рассказывают о ведущем шоу - Джеке Делрое.
Джек делает классное шоу, но никак не может победить конкурента и по рейтингам "Совы" всегда на втором месте. Он даже приглашал в качестве гостьи свою умирающую от рака жену, но взобраться на вершину зрительского признания не смог.
Спецвыпуск в Канун Всех Святых - последняя надежда ведущего и его продюсера. На шоу приглашены медиум, который умеет разговаривать с мёртвыми, по имени Кристу, а также бывший фокусник, а ныне скептик Кармайкл Хэйг. Он должен разоблачать других готсей и находить рациональное объяснение всему, что будет происходить.
Главные гостьи студии - девочка, которая жила в сатанинской секте, Лилли и её психиатр Джун Росс-Митчелл. Лилли вроде как одержима демоном, а Джун научилась общаться с ним, вводя пациентку в транс, и написала об этом книгу.
Что в этом особенного?
Оказывается, фильмы про экзорцизм ещё могут удивлять и быть острой сатирой, высмеивающей пороки современного общества. "Полночь" наполнена культурными отсылками и сделана с большой любовью к кинематографу в фелом. Все персонажи выписаны с вниманием к деталям и даже те, кто появляются лишь в эпизодах, получились интересными.
Это тот случай, когда форма и стиль играют огромную роль, но без потерь для содержания. За счёт ответственного подхода к материалу картина затягивает с первых минут и ощущение того, что вы действительно смотрите ток-шоу по телевизору (здесь даже есть рекламные паузы), не покидает почти до самого конца.
"Полночь с дьяволом" не столько пугает, сколько заставляет зрителя чувствовать нарастающую тревогу и предчувствовать какую-то адскую жуть. Спойлер: она случается. Хотя концовка и получилась немного смазанной, фильм доставит удовольствие всем, кто любит кино о сверхъестественном.
Братья Кернс не первые рассуждают на что человек готов ради рейтинга, популярности и денег. Но делают это с таким удовольствием, что к их детищу невозможно не проникнуться тёплыми чувствами. Также, как невозможно не согласиться, что телевидение почти во все времена - это от дьявола, да.
🎞 Фолк-хоррор "Одержимая" (реж. Северин Фиала, Вероника Франц, 2024 г.)
Фильм, после которого мне понадобилось что-то душеспасительное настолько, что я посмотрела все три сезона "Бриджертонов", но об этом позже...
"Одержимая" основана на реальных фактах и рассказывает о феномене "опосредованного самоубийства". Действие происходит в Австрии 18 века, а оригинальное название фильма "Дьявольская баня". Так характеризовали состояние глубокой меланхолии (она же депрессия), в которую человек погружался будто в трясину.
В основном, женщины (реже - мужчины) убивали детей своих и чужих, чтобы потом исповедоваться перед казнью и попасть в рай. Самойбийц даже не хоронили и само собой разумеется на спасение души им рассчитывать не приходилось.
В основу сюжета легла история Евы Лицфельнер, изложенная исследовательницей Кэти Стюарт в книге "Самоубийства через посредника в Германии раннего Нового времени: преступление, грех и спасение".
Два часа настоящего ужаса из повседневной жизни женщины в 18 века. Ничего сверхъестественного, только суровый быт и одиночество. Главная героиня Агнес - мечтательная и романтичная девушка, в поисках чего-то большего. После того, как она выходит замуж и переезжает в деревню к мужу, жизнь идёт под откос. Новый социум не очень-то её принимает, свекровь контролирует и за всё попрекает, но главное в отношениях с мужем нет ни взаимопонимания, ни страсти. А Агнес очень хочет ребёнка...
Девушка ищет тепла и поддержки у матери и брата, но даже там их не получает (муж относит её домой перекинув через плечо) и впадает в депрессию, которая доведёт её до самого дна отчаяния.
Что особенного?
Картина стала лауреатом Берлинского кинофестиваля и получила "Серебряного медведя" за операторскую работу. Австрия решила выдвинуть её на Оскар. Режиссёрские дуэты в наше время редкость, особенно если это мужчина и женщина. Мне кажется, что при таком подходе фильм точно становится более многогранным.
С художественной точки зрения картина невероятна - она заставит вас чувствовать обречённость, одиночество, отвращение и безысходность на физическом уровне. Снято всё очень предметно и фактурно, многие простые действия показаны практически ритуально. Например, стирка в холодной реке, где собираются только женщины, приготовление еды, во время которого нужно прочитать молитву определённое количество раз и тогда блюдо получится таким, как любит муж.
Трудно поверить, что исполнительница главной роли Аня Пляшг в первый раз снимается в кино. Её героиня невероятно живая и настоящая. Сама Аня - певица и музыкантка из австрийской группы Soap&Skin, ее же музыку можно услышать в саундтреке.
"Одержимая" погружает в быт людей того времени, но понять, как тогда вообще можно было выжить нам сложно. И, как человек, который знает, что такое депрессия, могу только порадоваться, что я родилась в те времена, когда есть психотерапевты и антидепрессанты.
🎞 Боди-хорррор "Субстанция" (реж. Корали Фаржа, 2024 г.)
Конечно же, я не могла не упомянуть картину, которая произвела на меня большое впечатление. Теперь я понимаю критиков в Каннах, прибывающих в шоке после просмотра. "Субстанция" получила приз за Лучший сценарий.
Сидя в кинотеатре, я периодически отворачивалась, но досмотрела эту двухчасовую картину до конца. Боди-хорроры и я - две разных вселенных, несмотря на это рекомендую посмотреть "Субстанцию" всем женщинам.
В тот момент, когда постановщица кричит с экрана о том, через что проходит каждая из нас, мужчины в основном воспримут картину, как изощрённый боди-хоррор и только.
Подробнее о фильме напишу в отдельной статье❤
Друзья, на своём канале я рассказываю не только про кино. Если вы хотите быть в курсе новостей и тенденций в литературе и культуре, читать отзывы на интересные книги, фильмы и сериалы, то присоединяйтесь к Mermaid's Talks
А ещё, здесь я много говорю о женщинах в искусстве - придуманных и настоящих.
Не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья - это помогает в её продвижении.
Тоже интересно: