В предыдущей статье, посвященной затылочной области (зрительная кора) мы кратко, но ёмко разобрали первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий, и рассмотрели их на примере работы той самой зрительной коры. С этих же позиций сегодня рассмотрим теменную область головного мозга (рисунок 1), ее функции, нарушения этих функций, как эти нарушения обнаруживают себя и что с ними делать. Постараюсь объяснить все на пальцах в прямом и переносном смысле, так как теменная область отвечает и за узнавание пальцев и за их позы !
Итак, начнем с первичных зон (полей 1,2,3 рисунок 2) теменной области - это первичная соматосенсорная кора, название длинное, но понять его не сложно (греч. soma - тело + лат. sensus - чувство), или говоря проще - ощущения от своего тела: ощущения от мышц тела, лица, языка, гортани, пальцев рук, нижних конечностей и туловища.
При нарушенной работе данного участка наблюдаются: расстройства ощущений в виде пониженной чувствительности к стимулам: невозможность почувствовать прикосновение к коже, сниженная чувствительности к боли, вибрациям и изменению температур.
Вторичные зоны (поле 5, рисунок 3) теменной области - это вторичная соматосенсорная кора - проще говоря участок коры, отвечающий за ощущения уже не только своего тела, а предметов внешнего мира, а именно распознавание предметов на ощупь.
При неправильной работе этого участка наблюдается астереогноз - когда человек не может (или испытывает значительные трудности) узнать предмет на ощупь, не видя его.
Третичные зоны теменной области (поле 7, рисунок 4) - этот участок получает информацию и от первичной (соматосенсорной) зоны, получающей сигналы от мышц тела, и от зрительной коры затылочных области. Таким образом, в этой зоне происходит обработка различных сигналов и формирование соответствующих ощущений: глубокая и поверхностная чувствительность, ориентация в собственном теле, понимание пространства, времени и последовательности, а также понимании количества и первичный арифметический счет.
При неправильной работе этого участка мы наблюдаем у ребенка плохую ориентацию в собственном теле, значительные трудности в понимании пространства и времени, трудности в арифметическом счете и понимании количества, неправильное употребление предлогов и наречий. Давайте пройдемся по каждому пункту на конкретных примерах из жизни и практики, чтобы знать как они себя проявляют, не пропустить поход к специалисту и дальнейшую работу в теменной области мозга.
Итак, поехали:
Ребенок плохо ориентируется в своем и, тем более в чужом теле. Например, Вы неоднократно показывали, называли и пытались научить ребенка как называются части тела, и конечно Ваш ребенок наверняка знает где у него находится голова, руки и ноги, но во всем остальном он испытывает трудности. Например, на приёме у специалиста на просьбу дотронуться правой рукой до левого плеча / локтя / колена тут же может выясниться одна или сразу две проблемы: во-первых, что ребенок путает правую и левую руки, и во-вторых, что он сомневается, долго думает, перебирает разные части тела, или показывает неправильно. В этой ситуации, многие родители, пытаются объяснить специалисту, что “специально не учили эти части тела, или давно не повторяли их, поэтому ребенок их и не знает”. Но, дорогие родители, этому и не нужно учить специально, в норме по мере своего взросления, ребенок знакомится со своим телом, и запоминает названия его частей. Ещё в младенчестве, мы играем с детьми в “ладушки”, и ребенок учится хлопать в ладоши, мы обращаем его внимание на предметы указательным жестом, и сами просим ребенка нам что-то показать, показываем на игрушках и в книжках части лица различных персонажей (где находятся глазки, ротик, носик и ушки); элементарно: ребенок упал на асфальте когда бегал во дворе и разбил коленку - теперь он точно знает где она находится и т.д. В раннем детстве когда ребенок овладевает речью мы знакомим его с миром предметов, называя их не один раз, но мы уже не учим его специально в 5, 6 или 7 лет тому, что солнце называется солнцем, а дерево - деревом. Мы в таком возрасте осваиваем более сложные вещи, что солнце дает свет и тепло, что у дерева есть корни, ствол и ветки. И с изучением тела - то же самое, ребенок конечно же может не знать (потому что не слышал) такие названия как бедро, голень, предплечье, запястье, кисть, может путать названия пальцев, но в норме он не может не знать где находится шея, плечи, грудь, живот, колени, ступни и части лица, хотя бы потому что с этими названиями он сталкивался к этому возрасту, и не один раз! Поэтому, плохая ориентация в основных частях тела к 5ти годам указывает на неполноценную работу теменной области.
Теперь остановимся на пункте ребенок путает правую и левую руку: как правило, здесь дело касается не только рук, но и определения правой и левой сторон в целом. Здесь, я думаю все понятно и без специальных заданий, вы говорите ребенку бегущему или едущему на самокате впереди Вас: “На повороте поворачивай направо!”, а он поворачивает налево. Вы говорите: “Посмотри налево!”, а он смотрит направо и т.д. За понимание левой-правой сторон то же ответственна теменная область левого полушария.
Что касается названия пальцев: если вы никогда не называли ребенку пальцы, кроме большого и указательного, то ребенок вполне может их путать или не знать вовсе. Но если же вы учили их, и не один раз, но ребенок все равно не может правильно показать названный палец, то это тоже отсылает нас к теменной области левого полушария. Стоит, также, обратить внимание на то, может ли ребенок правильно поставить пальчики в определенную позу (рисунок 5). Если он долго перебирает пальцы или делает ошибки, это указывает на недостаток функции темени.
Переходим к трудностям в понимании пространства, а именно, как это выглядит в жизни? И здесь одним из первых обратит на себя внимание неправильное понимание и употребление предлогов: вы говорите ребенку: “Твоя машинка закатилась под кровать, поищи ее там”, а он ищет рядом с кроватью; на просьбу вытащить что-то из коробки, может искать этот предмет рядом с ней. Мы также наблюдаем неправильное употребление предлогов и связанных с ними окончаний: например вы говорите: вы спрашиваете у ребенка, “А куда ты положил книгу со сказками?” А он отвечает: “в полка, в полке, вот тут, вон там”, и просто показывает пальцем не зная как объяснить. Такие ошибки очень точно указывают на проблему в теменной области. Позднее ребенку может быть трудно конструировать что-то по инструкции (например собирать детали из лего); он может путать схожие буквы при чтении, схожие по написанию, и “зеркалить” буквы на письме - так как все это связано с совместной работой теменной и затылочной областей. Во взрослом возрасте плохо ориентироваться на местности, понимать схемы, диаграммы, карты.
Что касается понимания времени, у детей до 7 лет речь идет о понимании таких категорий как вчера, сегодня завтра, неделю назад, через неделю и т.д, а также о понимании времени суток: утро, день, вечер, ночь и их последовательности, потому что именно последовательность времени вызывает у детей с нарушением работы теменной области наибольшие затруднения, потому что последовательность также связана с пространственным понимание “ДО, ПЕРЕД” и “ПОСЛЕ”. В связи с чем, ребенок не понимает, что ПЕРЕД утром была ночь, а ПОСЛЕ ночи наступает утро, что вчера было ДО сегодня, а завтра будет ПОСЛЕ сегодня, до зимы идёт осень, а после весна и т.д. И если на данном этапе есть трудности, то с большой вероятностью ребенку будет освоение времени на часах, и особенно циферблатных будет очень трудоемким процессом.
С пониманием последовательности, связана и проблема освоения арифметического счета, порядкового счета, понимания количества (что больше, а что меньше). Так как ребенку трудно запомнить какая цифра идёт до, а какая после. На примере это выглядит так: ребенок легко посчитает вслух от 1го и до скольки умеет. Но если мы предложим ребенку вставить / назвать пропущенное число в числовом ряде:
1 2 3 _5 6 _ 8_10, то мы увидим что для этого ребенок каждый раз пересчитывает числа, начиная с 1. Или же, ребенок визуально может определить где больше, а где меньше кубиков, счетных палочек и т.д., но он сомневается и начинает пересчитывать на пальцах если мы покажем или назовем только числа.
Итак, подведем итоги по сегодняшней теме: теменная область в совместной работе с другими областями ответственна за разные функции. Одной из наиболее важных для дальнейшего обучения ребенка функцией теменной области является освоение и понимание пространства и времени. Именно на этой основе строится понимание пространственно-временных отношений между объектами, которое отражается на квазипространственном уровне: т.е. в речи с помощью предлогов и падежных окончаний.
На слабость функций теменной области указывают следующие маячки:
нарушение схемы тела, неспособность отличать пальцы рук, неправильное употребление предлогов и падежных окончаний, трудности в определении правой и левой сторон, трудности на письме и в арифметике.
И конечно, хочу особенно отметить, что все вышеперечисленные проблемы хорошо поддаются своевременной коррекции у специалиста. Поэтому, дорогие друзья, не нужно расстраиваться, а нужно просто приняться за работу: кропотливую и возможно долгую, но результат при правильном подходе будет обязательно!