Найти тему

Ребенок путает право и лево, неправильно называет предлоги, не может научиться считать

В предыдущей статье, посвященной затылочной области (зрительная кора) мы кратко, но ёмко разобрали первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий, и рассмотрели их на примере работы той самой зрительной коры. С этих же позиций сегодня рассмотрим теменную область головного мозга (рисунок 1), ее функции, нарушения этих функций, как эти нарушения обнаруживают себя и что с ними делать. Постараюсь объяснить все на пальцах в прямом и переносном смысле, так как теменная область отвечает и за узнавание пальцев и за их позы ! 

Рис.1. Теменная область. Картинка взята из интернета
Рис.1. Теменная область. Картинка взята из интернета

Итак, начнем с первичных зон (полей 1,2,3 рисунок 2)  теменной области - это первичная соматосенсорная кора, название длинное, но понять его не сложно (греч. soma - тело + лат. sensus - чувство), или говоря проще - ощущения от своего тела: ощущения от мышц тела, лица, языка, гортани, пальцев рук, нижних конечностей и туловища. 

Рис.2. Первичные поля теменной области - соматосенсорная кора. Картинка взята из интернета
Рис.2. Первичные поля теменной области - соматосенсорная кора. Картинка взята из интернета

При нарушенной работе данного участка наблюдаются: расстройства ощущений в виде  пониженной чувствительности к стимулам: невозможность почувствовать прикосновение к коже, сниженная чувствительности к боли, вибрациям и изменению температур.

Вторичные зоны (поле 5, рисунок 3) теменной области - это вторичная соматосенсорная кора - проще говоря участок коры, отвечающий за ощущения уже не только своего тела, а предметов внешнего мира, а именно распознавание предметов на ощупь.

Рис. 3. Вторичные поля (зоны) теменной области. Картинка взята из интернета
Рис. 3. Вторичные поля (зоны) теменной области. Картинка взята из интернета

При неправильной работе этого участка  наблюдается астереогноз - когда человек не может (или испытывает значительные трудности) узнать предмет на ощупь, не видя его.

Третичные зоны теменной области (поле 7, рисунок 4) - этот участок получает информацию и от первичной (соматосенсорной) зоны, получающей сигналы от мышц тела, и от зрительной коры затылочных области. Таким образом, в этой зоне происходит обработка различных сигналов и формирование соответствующих ощущений:  глубокая и поверхностная чувствительность, ориентация в собственном теле, понимание пространства, времени и последовательности, а также понимании количества и первичный арифметический счет. 

Рис.4. Третичные поля (зоны) теменной области. Картинка взята из интернета
Рис.4. Третичные поля (зоны) теменной области. Картинка взята из интернета

При неправильной работе этого участка мы наблюдаем у ребенка плохую ориентацию в собственном теле, значительные трудности в понимании пространства и времени, трудности в арифметическом счете и понимании количества, неправильное употребление предлогов и наречий.                               Давайте пройдемся по каждому пункту на конкретных примерах из жизни и практики, чтобы знать как они себя проявляют, не пропустить поход к специалисту и дальнейшую работу в теменной области мозга.

Итак, поехали:

Ребенок плохо ориентируется в своем и, тем более в чужом теле. Например, Вы неоднократно показывали, называли и пытались научить ребенка как называются части тела, и конечно Ваш ребенок наверняка знает где у него находится голова, руки и ноги, но во всем остальном он испытывает трудности. Например, на приёме у специалиста на просьбу дотронуться правой рукой до левого плеча / локтя / колена тут же может выясниться одна или сразу две проблемы: во-первых, что ребенок путает правую и левую руки, и во-вторых, что он сомневается, долго думает, перебирает разные части тела, или  показывает неправильно. В этой ситуации, многие родители, пытаются объяснить специалисту, что “специально не учили эти части тела, или давно не повторяли их, поэтому ребенок их и не знает”. Но, дорогие родители, этому и не нужно учить специально, в норме по мере своего взросления, ребенок знакомится со своим телом, и запоминает названия его частей. Ещё в младенчестве, мы играем с детьми в “ладушки”, и ребенок учится хлопать в ладоши, мы обращаем его внимание на предметы указательным жестом, и сами просим ребенка нам что-то показать, показываем на игрушках и в книжках части лица различных персонажей (где находятся глазки, ротик, носик и ушки); элементарно: ребенок упал на асфальте когда бегал во дворе и разбил коленку - теперь он точно знает где она находится и т.д. В раннем детстве когда ребенок овладевает речью мы знакомим его с миром предметов, называя их не один раз, но мы уже не учим его специально в 5, 6 или 7 лет тому,  что солнце называется солнцем, а дерево - деревом.  Мы в таком возрасте осваиваем более сложные вещи, что солнце дает свет и тепло, что у дерева есть корни, ствол и ветки. И с изучением тела - то же самое, ребенок конечно же может не знать (потому что не слышал) такие названия как бедро, голень, предплечье, запястье, кисть, может путать названия пальцев, но в норме он не может не знать где находится шея, плечи, грудь, живот, колени, ступни и части лица, хотя бы потому что с этими названиями он сталкивался к этому возрасту, и не один раз!  Поэтому, плохая ориентация в основных частях тела к 5ти годам указывает на неполноценную работу теменной области. 

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Теперь остановимся на пункте ребенок путает правую и левую руку: как правило, здесь дело касается не только рук, но и определения правой и левой сторон в целом. Здесь, я думаю все понятно и без специальных заданий, вы говорите ребенку бегущему или едущему на самокате впереди Вас: “На повороте поворачивай направо!”, а он поворачивает налево. Вы говорите: “Посмотри налево!”, а он смотрит направо и т.д. За понимание левой-правой сторон то же ответственна теменная область левого полушария.

Что касается названия пальцев: если вы никогда не называли ребенку пальцы, кроме большого и указательного, то ребенок вполне может их путать или не знать вовсе. Но если же вы учили их, и не один раз, но ребенок все равно не может правильно показать названный палец, то это тоже отсылает нас к теменной области левого полушария. Стоит, также, обратить внимание на то, может ли ребенок правильно поставить пальчики в определенную позу (рисунок 5). Если он долго перебирает пальцы или делает ошибки, это указывает на недостаток функции темени.

Рис.5. Картинка взята из интернета
Рис.5. Картинка взята из интернета

Переходим к трудностям в понимании пространства, а именно, как это выглядит в жизни?  И здесь одним из первых обратит на себя внимание неправильное понимание и употребление предлогов: вы говорите ребенку: “Твоя машинка закатилась под кровать, поищи ее там”, а он ищет рядом с кроватью;  на просьбу вытащить что-то из коробки, может искать этот предмет рядом с ней. Мы также наблюдаем  неправильное употребление предлогов и связанных с ними окончаний:  например вы говорите: вы спрашиваете у ребенка, “А куда ты положил книгу со сказками?” А он отвечает: “в полка, в полке, вот тут, вон там”, и просто показывает пальцем не зная как объяснить. Такие ошибки очень точно указывают на проблему в теменной области. Позднее ребенку может быть трудно конструировать что-то по инструкции (например собирать детали из лего); он может путать схожие буквы при чтении, схожие по написанию, и “зеркалить” буквы на письме - так как все это связано с совместной работой теменной и затылочной областей. Во взрослом возрасте плохо ориентироваться на местности, понимать схемы, диаграммы, карты.

Что касается понимания времени, у детей до 7 лет речь идет о понимании таких категорий как вчера, сегодня завтра, неделю назад, через неделю и т.д, а также о понимании времени суток: утро, день, вечер, ночь и их последовательности, потому что именно последовательность времени вызывает у детей с нарушением работы теменной области наибольшие затруднения, потому что последовательность также связана с пространственным понимание “ДО, ПЕРЕД” и “ПОСЛЕ”. В связи с чем, ребенок не понимает, что ПЕРЕД утром была ночь, а ПОСЛЕ ночи наступает утро, что вчера было ДО сегодня, а завтра будет ПОСЛЕ сегодня, до зимы идёт осень, а после весна и т.д. И если на данном этапе есть трудности, то с большой вероятностью ребенку будет освоение времени на часах, и особенно циферблатных будет очень трудоемким процессом.

С пониманием последовательности, связана и проблема освоения арифметического счета, порядкового счета, понимания количества (что больше, а что меньше). Так как ребенку трудно запомнить какая цифра идёт до, а какая после. На примере это выглядит так: ребенок легко посчитает вслух от 1го и до скольки умеет. Но если мы предложим ребенку вставить / назвать пропущенное число в числовом ряде: 

1 2 3 _5  6 _ 8_10, то мы увидим что для этого ребенок каждый раз пересчитывает числа, начиная с 1. Или же, ребенок визуально может определить где больше, а где меньше кубиков, счетных палочек и т.д., но он сомневается и начинает пересчитывать на пальцах если мы покажем или назовем только числа. 

Итак, подведем итоги по сегодняшней теме: теменная область в совместной работе с другими областями ответственна за разные функции. Одной из наиболее важных для дальнейшего обучения ребенка функцией теменной области является освоение и понимание пространства и времени. Именно на этой основе строится понимание пространственно-временных отношений между объектами, которое отражается на квазипространственном уровне: т.е. в речи с помощью предлогов и падежных окончаний. 

На слабость функций теменной области указывают следующие маячки: 

нарушение схемы тела, неспособность отличать пальцы рук, неправильное употребление предлогов и падежных окончаний, трудности в определении правой и левой сторон, трудности на письме и в арифметике.

И конечно, хочу особенно отметить, что все вышеперечисленные проблемы хорошо поддаются своевременной коррекции у специалиста. Поэтому, дорогие друзья, не нужно расстраиваться, а нужно просто приняться за работу: кропотливую и возможно долгую, но результат при правильном подходе  будет обязательно!