Найти тему
Без цензуры

Минфин стреляет себе в ногу. Вновь заоблачные ставки по облигациям

В среду Минфин провел традиционный аукцион по размещению ОФЗ, и доходность облигаций установила очередной рекорд – более 16%. Причем облигации долгосрочные, где-то на 15 лет вперед. Мы же понимаем, что все эти 15-16 лет размещения Минфину из бюджета придется платить существенные проценты по госдолгу. У нас любят заявлять, что уровень госдолга находится на безопасном уровне и не превышает 20% ВВП и что якобы это нормально, на достаточно низком уровне – особенно если мы будем сравнивать с другими странами (даже не США, а с большинством европейских государств).

Однако это такая финансовая ловушка и даже в определенной степени методичка МВФ, который для того, чтобы закабалить с финансовой точки зрения страны третьего мира, преимущественно рассказывал им: у вас низкий уровень госдолга к ВВП, поэтому возьмите еще кредитов под определенный процент, для вас это безопасно. Якобы все нормально, берите миллиарды, и все будет хорошо. Но что получается на деле? Конечно, нельзя определять, опасный или безопасный уровень, высокий или низкий, только по отношению госдолга к ВВП – просто по той причине, что каждая страна имеет свою уникальную экономику, уникальную налоговую систему. В целом, кто-то без проблем сможет обслуживать госдолг и в 50% ВВП, а у кого-то уже при 15% начинаются проблемы.

Здесь смысл как в уровне доходов и расходов бюджета, так и в уровне ставок. Вот у нас сейчас ставка доходности по новым ОФЗ составляет, как я уже сказал, более 16%. Это очень много. И если по итогам 2023 года расходы на обслуживание долга составили где-то 1,5-1,6 трлн рублей, то уже по итогам 2026 они составят 3-3,5 трлн. А если Центробанк не будет снижать ключевую ставку в следующем году или снизит ее незначительно, то дойдет и до всех 4 трлн – а это порядка 13% к общим расходам бюджета. Вот, на мой взгляд, необходимо определять низкий (безопасный) и высокий (опасный) уровень госдолга по отношению к общим расходам бюджета: сколько расходов идет на обслуживание госдолга по отношению к бюджетным расходам. Вот от этого необходимо отталкиваться. Когда у нас ожидается 13% по итогам 2026 года, когда на это направляется до 4 трлн рублей, это означает, что с долговой нагрузкой что-то не то.

И самый парадоксальный момент в том, что здесь нет хороших решений. Сейчас нельзя взять и отказаться от размещения новых ОФЗ, потому что дефицит бюджета имеется, что абсолютно нормально, но покрывать его больше нечем. Разве что нефтегазовыми сверхдоходами. Но тогда мы оставим ФНБ без пополнения и не профинансируем ряд проектов развития. Впрочем, на мой взгляд, один теоретический вариант есть – это заставить государственные банки покупать гособлигации по тем ставкам, по которым комфортно бюджету. Ну хотя бы на уровне инфляции, чтобы они не теряли свои драгоценные деньги. Между прочим, и "Сберу", и "ВТБ", и другим банкам, которые либо находятся в прямом государственном управлении, либо являются квазигосударственными, финансовое ведомство может выписать прямые директивы: сколько покупать госдолга, по каким ставкам, в каком объеме, на какой срок. И в этом нет абсолютно никаких проблем, потому что если уж у нас сложилась такая ситуация на финансовом рынке с процентными ставками, то необходимы нестандартные решения. А ведь рыночной эту самую ситуацию, учитывая политику Банка России, просто язык не поворачивается назвать.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!