Найти тему

Искусственные дети человечества – воспитание будущего или эхо прошлого?

В продолжение к статье:

Вот мы смеёмся над галлюцинациями нейросетей по поводу формы пальцев и их количества у нейросетей на изображениях. А я вот задумалась. а почему же это происходило раньше часто, а сейчас уже реже?

Все мы уже знаем, что нейросети обучают именно по тем базам данных, которые им предоставляют их разработчики. И галлюцинации у них возможны по следующим причинам:

1. Недостаток данных.

Нейросети могут не иметь достаточно разнообразного или качественного обучающего материала, что приводит к неправильной интерпретации информации.

2. Искажения в данных. Если данные содержат шум или ошибки, нейросети могут запомнить и воспроизводить эти искажения.

3. Сложность модели.

Слишком сложные модели могут переобучаться на тренировочных данных и плохо обобщать на новых примерах.

4. Неоптимальная архитектура.

Выбор неудачной архитектуры нейросети может привести к недостаточной способности к адекватному восприятию информации.

5. Проблемы с контекстом.

Нейросети могут не учитывать контекст, что может привести к неверным выводам о взаимосвязи объектов в изображении.

А вот задумывались ли мы, что великолепные шедевры прошлого и современного искусства имеют физиологические отклонения именно в руках и пальцах?

Первое, что мне пришло в голову, это знаменитый "Автопортрет с семью пальцами" Марка Шагала. Вот тут и может возникнуть у нейросети проблемы и с контекстом и с искажением в данных. Потому что только человеческий мозг может понять, почему у художника семь пальцев на полотне и что это может быть истолковано по-разному. Это изображение, вероятно, связано с библейской темой: согласно Библии, создание мира заняло семь дней, и Марк Шагал использует число «7» как символ творца в своих работах. Еврейские корни Шагала проявляются в его произведениях через ссылки на народные сказания, басни и верования. В «Автопортрете с семью пальцами» он ссылается на яркое идишское выражение «Mit alle zibn finger» (со всеми семью пальцами), что означает «делать что-то наилучшим образом». Альтернативным объяснением семи пальцев является то, что художник родился 7 числа 7 месяца 1887 года (07.07.1887), и число 7 всегда было его любимым. Но для нейросети этот контекст останется загадкой, а вот количество пальцев будет важно.

Фрагмент картины М. Шагала "Автопортрет с семью пальцами".
Фрагмент картины М. Шагала "Автопортрет с семью пальцами".

Физиологические особенности картин и скульптур, такие как пропорции и стилизация, могут влиять на восприятие нейросетей, которые обучаются на изображениях. Если скульптуры изображают фигуры с неправильным количеством пальцев или с искаженными пропорциями, нейросети могут начать генерировать ошибки в интерпретации и создавать изображения с неверным количеством пальцев. Такие искажения могут быть результатом недостаточной обученности модели или особенностей выборки данных, на которой она обучалась. А ведь именно через кисти рук и пальцы великие скульпторы отображали человеческую душевную и физическую сущность своего творения. Пальцы, как важная часть человеческой анатомии, играли ключевую роль в этих произведениях. Но у многих известных скульпторов можно заметить физиологические отклонения в изображении пальцев, которые часто можно отнести к стилю, концептуальному подходу или даже символизму. Возьмём, к примеру, работу Микеланджело "Давид" пальцы на руках фигуры полны агрессии и силы, что подчеркивает храбрость и мужество персонажа. Эта преувеличенная пропорция может вызвать у зрителя ощущение мощи и величия, одновременно отдаляя его от нормальной анатомии. Пропорции ступней, кистей и головы далеки от обычных человеческих пропорций тела.

Скульптура Микеланджело "Давид". Взята из Википедии.
Скульптура Микеланджело "Давид". Взята из Википедии.

Другой пример можно найти у Огюста Родена, который активно использовал недоработанные элементы в своих скульптурах, стремясь передать спонтанность и удушающую атмосферу эмоций. В его произведении "Мыслитель" пальцы кажутся несколько грубыми и несимметричными, что отражает психологическое состояние персонажа. Таким образом, Роден делает акцент на внутреннем конфликте. Но разве это способна понять нейросеть, которой дали именно такое изображение для обучения.

Роден. "Мыслитель". Взят с фотостока.
Роден. "Мыслитель". Взят с фотостока.

По творчеству Родена даже врачи пишут научные статьи, чем же его скульптуры страдают. если интересно, то вот ссылка:

Врачи выяснили, какими болезнями страдают скульптуры Родена

Я не буду касаться таких направлений искусства как кубизм, экспрессионизм и сюрреализм.

Так что не будем больше смеяться над нейросетями, потому что сами иногда и заставляем их галлюцинировать. А уж если они начнут галлюцинировать уже по своим галлюцинациям, то это будет полный "трэш".) И будем помнить, что нейросети как общечеловеческие дети. Что в них все вместе заложим, то и получим в результате. У меня вызывает уважение уже тот факт, что они учатся на своих ошибках. Но искусствоведов из них вряд ли можно сделать даже со временем. Пока что вот вам нейросетевая скульптура Родена "Мыслитель" и опять с кистью руки что-то до сих пор не так и вторую руку он куда-то спрятал.)

Скульптура, созданная с помощью нейросети Flux не способна передать глубины и гаммы человеческих чувств.
Скульптура, созданная с помощью нейросети Flux не способна передать глубины и гаммы человеческих чувств.

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Всего вам доброго и безопасного.