Вы когда-нибудь получали рекламные СМС от мобильного оператора? Согласитесь, неприятно. В моем случае чаще всего мне предлагают кредитные продукты и услуги связи от самого оператора связи. Но, как оказалось, некоторым людям могут рекламировать и совершенно другие услуги.
Однажды Александр получил рекламную СМС следующего содержания: «6 месяцев фитнеса в подарок при покупке карты! Успей до 31.08.2022». Любой другой человек на его месте спокойно бы прочитал СМС, а затем продолжил бы заниматься своими делами, но не наш сегодняшний герой. Его так сильно задело данное сообщение, что он обратился в областное Управление Федеральной Антимонопольной Службы (УФАС по Вологодской области) и добился решения, согласно которому упомянутая реклама была признана ненадлежащей.
После этого Александр решил не останавливаться. Далее, он обратился в суд с требованием о выплате ему компенсации морального вреда в размере 500 000 ₽. В качестве обоснований своих требований Александр указал на то, что своими действиями мобильный оператор причинил ему моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, беспокойстве за сохранность своих персональных данных. Кроме того, мужчина пожаловался на то, что его привычный уклад жизни был сильно нарушен.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела выяснилось, что Александр является инвалидом, поэтому такая реклама его сильно обидела, ведь он не может посещать спортивный зал наравне с теми, у кого со здоровьем все хорошо.
Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования мужчины, взыскав с мобильного оператора компенсацию морального вреда в размере 5 000 ₽.
«Я так просто это не оставлю»
Александр, естественно, не согласился с таким результатом. Полтора года было потрачено ради того, чтобы взыскать с ПАО «МТС» сумму в размере 5 000 ₽. Не удивлюсь, если бумага, краска и транспортные расходы ему обошлись дороже. Для примера, в Санкт-Петербурге большинство юристов менее чем за 10 000 ₽ рублей даже не пойдут в судебное заседание (совсем обнаглели, подумаете вы), а тут у мужчины целая история, длинной в 18 месяцев.
Александр принял решение добиваться справедливости дальше и подал апелляционную жалобу, где указал на то, что сумма в размере 5 000 ₽ разумной не является, занижать сумму не справедливо, тем более мобильный оператор и так прекрасно зарабатывает, направляя подобную ненадлежащую рекламу.
К сожалению, ни апелляционная, ни кассационная инстанция не встали на сторону Александра, оставив решение районного суда без изменений.
Так, в силу ст. 1001 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Кроме того, получение спорного рекламного сообщения причинило Александру моральный вред, в том числе по тем причинам, что он является инвалидом, однако вопрос о разумности присуждаемой суммы судом первой инстанции разрешен надлежащим образом.
Источник:
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88-18562/2024
Да, мужчина большой молодец, что отстоял свои права в УФАС и признал подобную рекламу фитнес-клуба ненадлежащей, однако требовать за такие действия оператора полмиллиона рублей – выглядело нагло. Не так ли? На месте судьи я бы удовлетворил его требования, заяви он 20 000 ₽ компенсации. Но с такой заявленной суммой я поступил бы точно так же.
А как Вы считаете, обоснованно ли Александр требовал 500 000 ₽ за полученную им рекламную СМС?
С Уважением,