В ночь с 8-го на 9 сентября далекого 2009-го года жительница дома №1 по улице Демакова новосибирского академгородка возвращалась к себе домой. Женщина вызвала лифт, зашла в открывшиеся двери и услышала, как что-то глухо прозвенело у нее под ногами. Оказалось, что она наступила на газету, под которой лежала потерянная кем-то связка ключей. Сибирячка подняла их, а на следующее утро повесила в подъезде объявление о находке. Вскоре женщина узнает, что эти ключи – всё, что осталось от ее соседки Ирины Сафоновой, таинственно исчезнувшей минувшей ночью в том самом лифте.
Предательство мужа
В девятиэтажке на Демакова №1 в районе академгородка 28-летняя Ирина Сафонова снимала двухкомнатную квартиру. На момент описываемых событий она жила вместе с 10-летним сыном Андреем и родным младшим братом – Ильей Кошкаровым. Юноша учился в МГУ там же в академгородке. Сафонова же работала детским психологом в Муниципальном центре «Радуга».
Со своим супругом Владимиром женщина жила раздельно уже несколько лет, хотя пара все еще состояла в официальном браке. С ним Ирина познакомилась в 98-ом году, когда только-только заканчивала школу. Ее возлюбленный был старше на 9 лет.
Уже в феврале 99-го года девушка родила сына. Но несмотря на раннее замужество и материнство, Сафонова смогла получить целых 2 высших образования. Одно из которых заочно.
В 2004-ом году муж Ирины решил строить карьеру в Москве и оставил ее. Отношения у Сафоновых складывались своеобразно. После переезда Владимир нашел себе другую женщину, которая в 2007-ом родила ему сына. Скорее всего, официальная жена узнала об этом не сразу. По крайней мере, цитаты, намекающие на ложь и предательство близких, начали появляться в соцсетях Ирины только весной 2009-го года.
Старая любовь не оставляет шансов новому кавалеру
Впрочем, и девушка не теряла времени впустую. В какой-то момент она сблизилась с 27-летним Александром Скурихиным, фотографом и своим давним знакомым по гимназии. По одним данным, отношения между Ириной и Александром завязались незадолго до исчезновения женщины. По другим, они периодически встречались и расходились на протяжении нескольких лет.
Вот, что вспоминал об этом приятель Александра:
«Это были очень давние, тянущиеся еще со школы и двора отношения. Они всегда были дружескими, и Саню хорошо знали в семье Ирины, начиная с детства, но было несколько периодов, когда они превращались в любовные. Незадолго до случая, так совпало, вновь было возобновление любовных отношений на фоне очередного разлада с мужем – Александр был очень вдохновлен этим и даже говорил, что любит Ирину, и на этот раз все может получиться надолго, если Ирина все-таки разведется».
Что интересно, в соцсетях у Сафоновой Александра в списке друзей не было. В «Одноклассниках» же она выкладывала фото исключительно с мужем и сыном. Также Ирина и Владимир тянули с разводом. Все это время у них сохранялись не только штамп в паспорте, но и живое общение.
Так, они могли вместе ездить на отдых. Летом 2009-го года пара опубликовала на своих страницах в соцсетях совместные фото с сыном на фоне горного пейзажа.
Ирина периодически приезжала к мужу в Москву – погостить. А в 2008-ом году, на одном из женских форумов, психолог и вовсе делилась планами повторной, так называемой «правильной» свадьбы с нынешним мужем. С лимузином и рестораном.
А вот у ее приятеля Александра были серьёзные планы. С его слов, он ждал, когда Ирина наконец-то разведется, чтобы сделать ей предложение.
Романтический вечер накануне пропажи
Вечер накануне своего исчезновения Ирина проводила с Александром. Кавалер пригласил ее в кино на новый фильм Квентина Тарантино. Пара отправилась в кинотеатр «Победа» в самом центре Новосибирска. Показ фильма начался в 20:50 и завершился около 23-х часов.
В районе 23:55 молодые люди уже прибыли к подъезду Ирины на Демакова №1. Какое-то время женщина посидела с Александром в его автомобиле, затем достала телефон, ключи. Попрощалась со Скурихиным и вышла из машины. Александр взглядом проводил ее до подъезда и поехал домой. На часах было 00:02.
В 00:15 мужчина отправил возлюбленной СМС-сообщение, которое осталось без ответа. Но тогда он не придал этому особого значения: обычно Ирина возвращалась домой, убирала телефон и сразу ложилась спать.
Далее, в 00:30, соседка Сафоновой находит ту самую связку ключей и газету в лифте. К этому моменту так и не дождавшиеся Ирину сын Андрей и брат Илья уже легли спать, оставив включенным свет в прихожей.
Вот так вспоминает тот день тогда еще 10-летний Андрей:
«Тем вечером я сидел на диване, смотрел телевизор. Мама подошла уже одетая и спросила: “Можно я пойду в кино?”. Меня это удивило – она никогда раньше не спрашивала разрешения. Я ответил положительно.
Потом я лег спать, а когда проснулся в начале 8-го утра, то пошел к маме в комнату. Открываю дверь, а кровать заправлена, в комнате прохладно и светло. В этот момент позвонил домашний телефон. Это звонил Саша, мамин друг. Он спросил, дома ли мама. “Нет”, – ответил я. Я не запереживал, если честно. Спрашиваю: “Она у тебя?”. Он говорит: “Нет”. На этом и распрощались. Я пошел в школу».
В городе поползли слухи
Прежде, чем позвонить на домашний телефон, Александр в 7:20 утра набрал мобильный Ирины, но номер был недоступен.
Когда мальчик ушел в школу, брат и возлюбленный Сафоновой вместе подали заявление в милицию. Через несколько часов после этого в доме уже работала оперативная группа и кинолог. К сожалению, по каким-то причинам служебная собака так и не взяла след Ирины. Оперативники осмотрели крышу, чердак, подвал и шахту лифта, опросили жильцов дома. Но все тщетно.
Через форум академгородка, где сидели многие жители района, Александр обратился за помощью в поисках Ирины. Некоторые очень быстро отреагировали на клич и в тот же день вышли на улицы. Неравнодушные новосибирцы списывались друг с другом, сообщали детали происшествия и свои догадки, делились деньгами на телефон и бензин для поисков.
К слову, тогда в России еще не было организованных волонтерских отрядов вроде «Лизы Алерт». В Новосибирске они появятся лишь через несколько лет после описываемых событий. Соответственно, эффективных методик волонтерского поиска тоже выработано ещё не было.
Волонтеры против милиции
Но местные жители делали все, что в их силах, и искали Ирину по любым возможным зацепкам и просто по наитию.
Своими воспоминаниями спустя много лет поделился один из волонтеров по имени Валерий, который участвовал в поисках Ирины. Комментарий он оставил на форуме под постом, посвященном истории Сафоновой:
«Когда мы через несколько дней ходили группой по окрестным крышам и чердакам, то в домуправлении нам сказали, что мы первые, кто брал ключи от выходов на крышу и входов в подвал. Что они имели ввиду? Что милиция этого еще не делала или что еще? Еще раскидывали листовки с фото и информацией про это исчезновение по ближайшим районам. Бердск, Первомайка… Кассиры в нескольких первомайских магазинах вообще страшилки рассказывали о том, что еще несколько девушек в этом районе исчезло».
Ориентировку на Сафонову, которую начали распространять неравнодушные, помогли составить специалисты. В ней было отмечено, что Ирина имела рост 160 сантиметров и хрупкое телосложение. Длинные вьющиеся волосы, карие глаза.
В день пропажи женщина была одета в белую ветровку с чёрными полосками, коричневую водолазку с коротким рукавом, синие джинсы и черные замшевые кроссовки.
По версии следствия, в полночь 9-го сентября Ирина зашла в подъезд, достала газету из почтового ящика, шагнула в лифт и… И далее произошло что-то, что привело к ее бесследному исчезновению.
Лишь сын жил в неведении
Шли часы, и тогда у родителей женщины еще сохранялась надежда на то, что их дочь вскоре вернется.
«Мы стоим с мужем. Идет девушка, издалека один в один Ира. Мы одновременно решили, что это она. Мы стоим и ждем, когда к нам подойдет. Я уже знала, что скажу ей, как она нас всех напугала. Подходит, а это не она», – Марина Кошкарова, мать Ирины Сафоновой.
Когда сын Ирины, Андрей, после школы вернулся домой, ему ничего не сообщили о пропаже матери. Ребенок поиграл с домашним кроликом и решил сходить в гости к тёте, которая проживала в соседнем подъезде.
«Домашние задания, игра на компьютере – так прошёл остаток дня. И тётя оставила меня ночевать у себя. Я даже не помню, под каким предлогом. Перед тем, как заснуть, я спросил – не вернулась ли мама? Нет. А где она? Тётя ответила: “Я не знаю, может быть, она в командировке”. Но я понял, что это ложь, но не придал этому значения», – Андрей, сын Ирины.
На следующий день, 10-го сентября, к поискам подключилось еще больше волонтеров. Группы обыскивали чердаки и подвалы соседних домов, канализационные люки, скверы и лесной массив. Увы, результатов это не принесло.
Листовки с ориентировкой на Ирину заполонили весь Новосибирск, а пользователи соцсетей и форумов бурно обсуждали, куда могла деться женщина и кто может быть к этому причастен. А 15-го сентября следователи возбудили уголовное дело.
И лишь один 10-летний Андрей до последнего момента находился в страшном неведении о случившемся.