Найти тему
Oleg Kaczmarski

Deep Purple 2024 = 1. Феномен последнего альбома, часть 3

8

И вот на фоне всего вышесказанного имеет смысл рассматривать последний альбом. В музыкальном плане он безукоризнен, безупречен. Его можно слушать бесконечно, и нет ни одной песни, ни одного места, которое хотелось бы перемотать.

Среди главных достоинств – то, что на самой поверхности, – это, конечно, виртуозность. Техническое не просто мастерство, а сверхмастерство – слушать партии инструментов, улавливать их по отдельности и во взаимодействии – вот истинное удовольствие.

При этом каждая вещь обладает своей индивидуальной физиономией, воспринимается как конкретный микрокосм. Это уже какая-то идейная неиссякаемость, хотя её природу несложно проследить. Дело в том, что с уходом Блэкмора все их вещи рождаются путём джемования, и при этой самой сверх-виртуозности любой джем порождает новую вещь, законченность которой придаёт талант Гиллана как текстовика.

Кстати, когда некоторые особо одарённые почитатели говорят, что с уходом Блэкмора ДП превратились в Ян Гиллан бэнд, это уже признак явного идиотизма, полного непонимания того как создаётся музыка в ДП. Не Гиллан, конечно, создаёт первооснову песни, сидя дома и напевая что-то под нос в сопровождении акустической гитары. Гиллан накладывает вокальную партию на уже готовую инструментальную основу, которая рождается из джем-взаимодействия гитары, клавишных и ритм-секции.

Но интересно, что и в таких проектах как Ian Gillan Band, Gillan и даже на своих сольных альбомах ситуация с сочинением песен была в принципе той же. А разница в музыке этих проектов с ДП заключается в том, что играли в них разные музыканты.

Но вернёмся к последнему альбому. В принципе всё то, что мы сказали о его достоинствах, можно сказать и про предыдущие альбомы. Отличие же вытекает из смены гитарного караула, в результате чего изменилась вся музыка. Правда, слышно это только тем, у кого есть соответствующий инструмент восприятия, то бишь уши, не забитые матричной серой.

9

Да, музыка изменилась коренным образом, но опять-таки не в смысле стала «лучше/хуже», а стала несколько другой. Несколько ближе к ранним ДП, поскольку, как гитарист, Макбрайд ближе к Блэкмору, чем к Морсу.

Вот переслушиваю Dixie Dregs – это фьюжн высшей пробы. И хотя в ДП Морса пригласили через 15 лет после завершения этого проекта, но именно эта самая фьюжн-закваска стала тем элементом, который обеспечил им столь долгую жизнь и столь могучее музыкальное здоровье. Думаю, что на чистом хард-рока так бы не получилось. И хотя на протяжении всей эры Морса ДП оставались классической хард-рок-командой, но гитарой Стива была в них внедрена джазовая компонента, благодаря которой трилогия Эзрина (Now What?!, Infinite, Whoosh!) находится по сути на стыке хард-рока и прогрессива.

Очень хорошо разница между ДП Морса и ДП Макбрайда видна при сравнении медленных мелодичных композиций соответственно из Whoosh! и = 1 (названия, однако!).

If I Were You и I’ll Catch You с последнего альбома – это классические «медляки», самое оно для медленного танца из благословенных 70-х! Тогда как Step by Step и Power of the Moon из альбома Whoosh! – медленные вещи, но отнюдь не «медляки». Это прог-роковые композиции на темы научно-философской фантастики.

Несколько слов про «новую кровь», про гитариста Макбрайда. Это вовсе не тот случай, который был с судьбоносным приглашением Морса. После неожиданного, но вполне закономерного бегства Блэкмора и несросшейся попытки с Сатриани четверо участников составили списки тех гитаристов, которых они хотели бы видеть в составе ДП. Во всех четырёх списках фигурировало имя Стива Морса, пользовавшегося большим авторитетом среди профессиональных гитаристов. Лично с ним никто из членов ДП знаком не был.

А вот приглашение Саймона Макбрайда – после того, как Стив Морс по личным обстоятельством решил покинуть группу, – было совершенно очевидным. Дело в том, что в группе Дона Эйри в качестве гостя он засветился ещё в 2014 году на альбоме Keyed Up. На следующем сольнике Эйри – On Of A Kind (2018) – уже был полноправным участником. Фигурирует он и на вышедшем в 2021-м двойном живом Live In Hamburg проекта Don Airey and Friends, а также на состоявшейся в 2019-м серии концертов Contractual Obligation (Москва, Варшава, Санкт-Петербург), где вместе с группой Дона Эйри выступал Йен Гиллан. И где они совместно наяривали многое из репертуара Deep Purple.

Так, что ко времени приглашения в ДП, Саймон Макбрайд был, что называется, на подхвате. И потому нет ничего удивительного в столь потрясающей сыгранности нового состава (Mark 8). Некорректно, конечно, сравнивать с клавишно-гитарным взаимодействием Лорда и Блэкмора в 70-х, но то, что делают сегодня Эйри и Макбрайд, если не лучше, то во всяком случае не хуже.

Но главное здесь даже не в музыкальных достоинствах нового альбома. Главное в самом его явлении: какой-то мистический трепет охватывает меня при одной мысли, что бесконечная музыка этой группы сопровождает меня всю жизнь! Равно как при взгляде на современное фото этих могучих стариков: откуда эта неиссякаемая энергия?

И здесь весьма кстати об оформлении альбома: тем, кто понимает символику единицы, объяснять ничего не надо, а тем, кто не понимает, но хочет понять, советую начать с Пифагора. (а кто не хочет, пусть слушает смоконзевоте, и будет ему счастье)

10

Вот так я и оцениваю последний альбом ДП – как главное событие в текущем рок-эоне. Но только в обозримом мною пространстве. Уточнение необходимое, поскольку, я уверен, что в современной музыке – так называемом пост-роке – продолжает выходить много интересного и достойного внимания, но об этом я просто не знаю. Ибо нельзя объять необъятное.