Авиационная безопасность — одна из самых важных и строгих сфер в современной транспортной индустрии. Она постоянно развивается, чтобы обеспечить безопасность миллионов пассажиров по всему миру. В предыдущей статье рассказывалось о том как массовые угоны самолетов в XX веке привели к радикальному изменению подходов к авиационной безопасности. В этой статье мы собрали 5 интересных фактов об этой сфере, которые помогут вам лучше понять, насколько комплексным и важным является этот аспект авиаперевозок.
1. Биометрия в аэропортах: технологии будущего уже здесь
Биометрические технологии постепенно становятся стандартом в международных аэропортах. Система распознавания лиц и отпечатков пальцев помогает ускорить процесс идентификации пассажиров, повышая уровень безопасности и упрощая путешествия.
Первые биометрические системы были внедрены в 2007 году в аэропорту Хитроу в Лондоне. С тех пор они распространились по всему миру. Возможность прохода в бизнес-залы аэропортов по биометрии запущена в России в июле 2024 года в аэропортах Внуково и Домодедово, а также в аэропортах Санкт-Петербурга и Казани, а в августе - во Владивостоке. Планируется, что в 2025 году к программе присоединятся еще несколько десятков аэропортов.
Чтобы воспользоваться услугой, необходимо дистанционно зарегистрировать свои данные в мобильном приложении "Госуслуги биометрия". "Регистрация биометрии происходит исключительно на добровольной основе.
4 сентября о внедрении биометрии для проверки как пассажиров, так и персонала аэропортов заговорили и в Швейцарии.
Кроме того, с 1 декабря в столичных аэропортах планируется начать эксперимент по сбору биометрических данных с прибывающих в Россию иностранцев.
2. Почему литиевые батарейки только в ручной клади?
Литиевые батарейки стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, питая смартфоны, ноутбуки и другие гаджеты. Однако, когда дело доходит до их перевозки в самолете, правила становятся строгими. Литиевые батарейки разрешено провозить только в ручной клади. Почему так?
Литий-ионные батареи обладают высоким энергопотенциалом и в определенных условиях могут перегреваться, что может привести к самовозгоранию.
Если такая батарея находится в багажном отделении, к ней будет сложно быстро добраться и устранить угрозу. В ручной клади, напротив, экипаж и пассажиры могут оперативно среагировать на возможное возгорание, используя противопожарные средства, такие как огнетушители. В 2010 году грузовой самолет UPS загорелся в воздухе из-за взрыва литиевых батарей, что стало катализатором для более строгого контроля перевозки этих устройств.
3. Ограничения на перевоз жидкостей: почему и как?
Если вы часто летаете, то знаете о правиле «100 мл».
Пассажирам разрешено провозить жидкости в объеме не более 100 мл в каждой емкости, при этом все бутылочки должны помещаться в один прозрачный пластиковый пакет объемом до 1 литра.
Это правило было введено в 2006 году после неудавшегося теракта, когда террористы планировали использовать жидкие взрывчатые вещества, замаскированные под безобидные жидкости, такие как напитки или косметика. Ограничение объема жидкости и обязательное помещение емкостей в прозрачный пакет позволяет сотрудникам безопасности быстрее и эффективнее проверять содержимое на наличие запрещенных веществ.
4. Служба воздушных маршалов: Россия и США
В США служба воздушных маршалов (Federal Air Marshal Service) была создана после террористических атак 11 сентября 2001 года, и сегодня маршалы работают на самых рисковых рейсах, готовые к оперативному вмешательству в случае необходимости.
Воздушные маршалы — это специально обученные сотрудники, которые инкогнито сопровождают пассажирские рейсы для предотвращения возможных угроз.
В России о невозможности создания аналогичной службы и её противоречии закону "О полиции" МВД заявляло в 2019 году.
В советской практике вооруженные сотрудники милиции присутствовали на некоторых авиабортах. Имели место даже случаи применения огнестрельного оружия для борьбы с террористическими актами. Один такой случай, имевший место в 1973 году, приведший к гибели экипажа и всех пассажиров стал поворотным для советского варианта "воздушных маршалов"... Подробнее в статье на канале "Расследование авиакатастроф".
В настоящее время, вопрос внедрения службы "воздушных маршалов" в России сталкивается с рядом преград:
- необходимость найма и обучения огромного количества новых сотрудников
- недоказанная эффективность применения подобных подразделений в российской практике
- удорожание билетов на перелеты в силу необходимости резервировать место для воздушного маршала, летящего бесплатно
Половинчатым решением, принятым в 2022 году, стало разрешение применять по распоряжению командира воздушного судна в отношении опасных для окружающих лиц спецсредства: пластиковые наручники и нейлоновые ремни (средства связывания). Разумеется, данные меры направлены на противодействие дебоширам, а не террористам.
5. Автоматизированные системы контроля поведения пассажиров: как это работает?
Современные аэропорты все чаще используют автоматизированные системы для мониторинга поведения пассажиров. Эти системы анализируют поведение людей в режиме реального времени, используя камеры и алгоритмы машинного обучения.
Например, система может распознавать подозрительные движения, нервозность или частое изменение маршрута пассажира. В случае выявления таких аномалий система отправляет сигнал сотрудникам службы безопасности для более тщательной проверки. В аэропорту Лас-Вегаса, например, была внедрена такая система, которая помогает обнаруживать подозрительных лиц еще до того, как они проходят контроль безопасности. Это позволило сократить количество потенциальных угроз и повысить общую безопасность пассажиров.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это очень важно для продвижения!