Задержки, отмены поездов, плохое настроение у персонала: ситуация на британской железной дороге напоминает немецкую. У нового правительства в Лондоне есть план изменить ситуацию: оно хочет снова национализировать железные дороги.
Почти 199 лет назад на северо-востоке Англии произошло нечто экстраординарное: из Стоктона в Дарлингтон прошёл паровоз, это была первая железнодорожная линия в мире. Поначалу люди отнеслись к этому событию скептически. Скорость вредна для здоровья, а клубы дыма - для птиц. Но железная дорога быстро стала успешной моделью, распространившейся по всему миру. Большие расстояния можно было преодолевать гораздо быстрее. Путешествовать стало удобнее.
Примерно 200 лет спустя не только Deutsche Bahn переживает кризис. Есть проблемы и в Великобритании. Британцы жалуются на отмену поездов, задержки, высокие тарифы на проезд и вспыльчивый персонал. Профсоюзы обвиняют железнодорожные компании в эксплуатации своих сотрудников. Прибыль приносит пользу менеджерам и акционерам, но не работникам.
Будут ли скоро «Великие британские железные дороги»?
Чтобы положить конец многочисленным кризисам, новое лейбористское правительство теперь хочет национализировать железную дорогу, которая была приватизирована в 1990-х годах. Во вторник вечером парламент в Лондоне проголосовал в третьем чтении за соответствующий законопроект министра транспорта Луизы Хей. Правительственная фракция премьер-министра Кира Стармера, имеющая большинство в парламенте, дала ему отмашку. Но прежде чем он будет принят, ему еще предстоит пройти через верхнюю палату.
Планы предусматривают, что когда существующие контракты с частными железнодорожными операторами истекут в ближайшие годы, пассажирские перевозки могут быть переданы государственным поставщикам услуг. На втором этапе должна быть основана государственная компания Great British Railways, которая затем возьмёт на себя управление государственной компанией Network Rail, отвечающей за инфраструктуру и железнодорожную сеть.
Цель состоит в том, чтобы создать «единую систему, которая фокусируется на надежных, доступных, высококачественных и эффективных услугах, обеспечивая при этом безопасность и доступность», заявили в правительстве. Намечено реформировать системы продажи билетов и привлечь пассажиров в поезда, заставить независимого регулятора контролировать установленные стандарты и работать над улучшением услуг.
Продажи упали во время пандемии
Чтобы понять, почему была приватизирована железная дорога, нужно заглянуть в прошлое, в 1980-е годы. Тогдашний премьер-министр от консерваторов Маргарет Тэтчер и её преемник Джон Мейджор приватизировали многие государственные компании. Целью было повысить собираемость налогов и эффективность. В то время люди были недовольны чисто государственным железнодорожным сообщением. В частности, обслуживание оставляло желать лучшего. Даже сегодня британцы с ужасом вспоминают сэндвичи, которые предлагались тогда.
При Джоне Мейджоре «Бритиш Рейл», как называлась компания, окончательно распалась. Меры частично окупились. Хотя качество обслуживания временно улучшилось, цены для пассажиров поездов выросли. Поскольку пандемия привела к резкому сокращению количества пассажиров, эта стратегия срабатывала всё реже и реже. Часто эта операция уже не приносила пользы частным компаниям, которым, как франчайзи, приходилось подавать заявку на получение лицензий на эксплуатацию отдельных маршрутов. В 2020 году наконец вмешалось государство. С тех пор операторы получили поддержку из государственной казны и, следовательно, от налогоплательщиков.
Основание «Великих британских железных дорог» призвано обратить вспять демонтаж железной дороги в 1990-х годах. В Германии ситуация на железнодорожном транспорте почти противоположная. Хотя Deutsche Bahn является акционерной корпорацией, её владельцем является Федеративная Республика. Deutsche Bahn не только обслуживает поезда по всей стране, но и управляет большей частью железнодорожной сети. Ввиду отмены и задержки поездов парламентская группа ХДС/ХСС призывает к разделению сети и операций. Однако в Великобритании это не решило все проблемы...
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».