Игорь Моржаретто, автоэксперт
В 2022 году правительство утвердило пятилетний план дорожной деятельности, включающий важнейшие трассы для строительства, реконструкции и капитального ремонта. Этот документ должен обновляться ежегодно, однако в 2024 году его корректировали уже дважды. При этом финансирование осталось на рекордном уровне – 14 трлн рублей.
Опора на опорную сеть
Сначала было решено, что традиционное деление дорог на федеральные, региональные и местные уже не соответствует современным экономическим требованиям и не отражает уровень финансирования. Поэтому предложили создать так называемую опорную сеть дорог.
В нее вошло около 140 тыс. км наиболее значимых для экономики трасс, что составляет примерно 9% всей дорожной сети страны. Согласно распоряжению президента, к 2030 году необходимо отремонтировать не менее 85% дорог опорной сети.
Также к 2030 году поставлена задача улучшить качество среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30%, а к 2036 году – на 60%. Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти уже сформировало список из 2319 опорных населенных пунктов для достижения этих целей.
Многие эксперты советуют сосредоточить ресурсы на поддержании существующей дорожной сети и реконструкции имеющихся дорог. В этом направлении уже идет активная работа.
Выделение дорог в особую категорию для приоритетного ремонта и обслуживания – нормальная практика, как отмечает Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Региональные и местные дороги, не попавшие в опорную сеть, будут финансироваться по своим программам.
Вначале ремонт
Глава Минтранса Роман Старовойт недавно представил в Госдуме два новых национальных проекта в сфере транспорта, которые будут реализовываться в рамках указов президента и стартуют в 2025 году. Проект «Инфраструктура для жизни», который заменит существующий «Безопасные автодороги», включает шесть федеральных инициатив
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» был признан не только одним из самых успешных, но и одним из самых заметных и популярных у населения. В каждом регионе появились новые дороги, мосты, подъездные пути к социальным и спортивным объектам, памятникам культуры.
В рамках нового нацпроекта Минтранс планирует до 2030 года увеличить долю отремонтированных федеральных трасс до 85% (на конец 2023 года было 73,8%), региональных и межмуниципальных дорог – до 60% (было 53,4%), а также сократить уровень транспортного риска (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) с 2,36 до 1,58. Ремонт федеральных дорог будет приоритетом, строительство новых объектов отойдет на второй план.
Для любителей быстрой езды
Сеть российских скоростных дорог продолжит развиваться и совершенствоваться. Главная цель государственной компании «Автодор» на этот год – завершение строительства скоростной магистрали М-12 «Восток», которая протянется от Казани до Екатеринбурга на расстояние около 800 км. Однако новых крупных строительных проектов, подобных тому, что ведется от Москвы до Казани, в этом направлении не планируется.
Еще один важный аспект – создание связующих трасс между новыми магистралями М-11 и М-12 и столицами регионов. В ближайшие годы планируется создать скоростные «связки» между автострадами и городами, такими как Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, а позднее – Челябинск и Пермь. В профессиональной среде этот процесс называют «включением в трассу».
Недавно была завершена интеграция автодороги М-11 «Нева» со скоростным обходом Твери. Хотя участок всего чуть более 60 км, он позволил сделать магистраль бессветофорной и сократить время в пути на час, а также обеспечил выход на важную туристическую трассу Р-132 «Золотое кольцо». В декабре планируется завершение Центральной кольцевой автомагистрали в Московской области (ЦКАД) с вводом новой развязки в районе Малых Вязем.
В планах на ближайшие годы – строительство новой скоростной трассы, которая пройдет через горы и соединит магистраль М-4 «Дон» с Сочи. По этой трассе до курортной столицы можно будет доехать за 1,5–2 часа (сейчас – не менее 6–7 часов).
Туризм нам поможет
В августе президент Владимир Путин подписал ряд поручений по развитию автотуризма. В 2023 году, по данным Минэкономразвития, россияне совершили 26 миллионов туристических автомобильных поездок. К 2030 году планируется удвоить этот показатель.
Правительству поручено разработать маршруты для автотуристов, при этом приоритетными названы федеральные трассы М-4, М-8, М-11 и М-12. Также необходимо отремонтировать региональные и межмуниципальные дороги, связывающие федеральные трассы с туристическими объектами.
Дороги в туристических маршрутах должны быть оснащены площадками для отдыха с туалетами и местами для автодомов. В сентябре правительство должно представить предложения по стимулированию создания многофункциональных зон (МФЗ) на дорогах М-4, М-8, М-11 и М-12. МФЗ представляют собой современные территории с зонами отдыха, точками питания, туалетами, мойками, детскими площадками, станциями техобслуживания и молельными комнатами.
В целом, планы дорожного строительства в России на ближайшие годы определены, и соответствующие средства предусмотрены в бюджете. Результатом должно стать создание новой сети – скоростной, безопасной и комфортной. Это должно способствовать быстрому движению грузов и улучшению условий для автотуристов. Так заживем!
Полный вариант статьи читайте на сайте журнала "Профиль".