Найти в Дзене
critic

Генрик Сенкевич «Камо грядеши»

Ведь вы не уверены ни в ваших властителях, ни в ваших отцах, ни в жёнах, ни в детях, ни в слугах! Весь мир дрожит перед вами, но и вы дрожите перед собственными рабами, ибо знаете, что они в любой час могут восстать против вашего гнёта, начать жестокую борьбу, как делали уже не раз. Ты богат, но ты не знаешь, не прикажут ли тебе завтра расстаться с твоим богатством; ты молод, но, возможно, завтра тебе придется умереть. Ты любишь, но измена подстерегает тебя; тебе нравятся виллы и статуи, но завтра тебя могут изгнать в пустыни Пандатерии; у тебя тысячи слуг, но завтра эти слуги могут пустить тебе кровь. И если это верно, то как же можете вы быть спокойны, счастливы и жить в радости? Автор и заглавие. Генрик Сенкевич родился в первой половине XIX века, принадлежал к польской шляхте, но территориально являлся подданным Российской империи. Он не имел исторического образования, но не был бедным человеком; много путешествовал и в основном известен миру как писатель. За свой главный роман-эпо
Ведь вы не уверены ни в ваших властителях, ни в ваших отцах, ни в жёнах, ни в детях, ни в слугах! Весь мир дрожит перед вами, но и вы дрожите перед собственными рабами, ибо знаете, что они в любой час могут восстать против вашего гнёта, начать жестокую борьбу, как делали уже не раз. Ты богат, но ты не знаешь, не прикажут ли тебе завтра расстаться с твоим богатством; ты молод, но, возможно, завтра тебе придется умереть. Ты любишь, но измена подстерегает тебя; тебе нравятся виллы и статуи, но завтра тебя могут изгнать в пустыни Пандатерии; у тебя тысячи слуг, но завтра эти слуги могут пустить тебе кровь. И если это верно, то как же можете вы быть спокойны, счастливы и жить в радости?

Автор и заглавие. Генрик Сенкевич родился в первой половине XIX века, принадлежал к польской шляхте, но территориально являлся подданным Российской империи. Он не имел исторического образования, но не был бедным человеком; много путешествовал и в основном известен миру как писатель. За свой главный роман-эпопею, который вышел в свет в 1896 году, Генрик Сенкевич получил Нобелевскую премию. Заглавие «Камо грядеши?» (церк.-слав.) или «Quo vadis?» (лат.) переводится как «Куда идешь?». По легенде именно этот вопрос задал гонимый из Рима апостол Пётр Иисусу Христу, который явился ему на Аппиевой дороге. 

Выбор книги. Я очень давно с интересом смотрела на это произведение — еще со времён обучения на историческом факультете. Но тогда меня смущали и мало интересовали религиозные темы, поэтому я не стала читать. И как выяснилось позже, после прочтения: я зря переживала о том, что религия обременит текст (наоборот, она здесь как свежий ветер); но не зря отложила, ибо, будучи скептичным подростком, не оценила бы этот шедевр по достоинству.

Сюжет. Древний Рим, времена правления Нерона (54–68 гг. н. э.) Главный герой, молодой патриций Марк Виниций влюбляется в дочь варварского вождя. Царь лигийцев оставил ее с матерью в Риме в качестве гарантии мира со стороны варварского племени. Но впоследствии и он, и ее мать умирают, а Лигия воспитывается в семье римского военачальника, где ее и встречает Марк Виниций. Привыкший к роскоши и всегда получающий всё, что пожелает, он решает любыми способами сделать Лигию своей наложницей. Его дядя, приближённый Нерона, просит императора забрать девушку из семьи под предлогом того, что она является всего лишь подданной государства (то есть вещью императора), а затем втайне передать ее своему племяннику. Но во время этого предприятия девушка сбегает. Ей помогают христиане — сектанты, которые недавно появились в языческом Риме. Как выясняет позже Виниций, который бросает на поиски возлюбленной, — Лигия сама исповедует христианство. Но разные боги не могут остановить Виниция на пути к его цели. Назревает конфликт, в который втянуты судьбы тысяч римских граждан.

➕Освещение такого феномена, как раннее христианство, посредством художественного слова. В романе нет никаких усложнённых формулировок и религиоведческих терминов — всё через события, поступки, чувства и слова. Здесь о человеческой, простой, душевной стороне веры в Бога. Но, надо сказать, это произведение не только о христианстве, скорее о противоборстве и контрасте языческого Рима, владеющего буквально всеми наслаждениями мира, и первых христиан — бедняков и скитальцев, отражающих удары империи своей любовью, смирением и милосердием. Это негласная борьба императора Нерона и апостола Петра.

➕Историческая достоверность произведения оценивается очень высоко. Считается, что ни один другой автор не смог лучше передать Рим при Нероне. При написании романа Сенкевич опирался на исторические источники и провел немало времени на родине событий. Благодаря этому читатель купается в детальных описаниях города, архитектуры, интерьеров, украшений, одежды, предметов быта. Досуг и развлечения — любимая категория дел обеспеченных римлян, их настроения и мотивация — как круга приближённых императора, так и остального разношёрстного населения — всё это описано подробно и живо. 

➕Первым планом в сюжете всё же является драматичная любовная линия двух молодых людей, которая полна не то что преград, но поворотов на грани жизни и смерти, влияющих на ход истории. Буквально всё повествование очень чувственно, часто сентиментально, но ещё чаще из огня в полымя. Эта самая любовь, конечно же, во времени трансформируется и из эгоистичного увлечения превращается в духовную силу и опору человека, помогает ему не только воссоединиться с объектом любви, но и найти смысл в остальном. Само по себе удивительно, что автору удалось совместить предыдущие плюсы с трепещущим любовным романом. 

➕ Реальные масштабные трагические события, которые имели место в истории. Много жестокости, беспощадности, грязи, и пошлости, свойственных эпохе. Поистине широкий размах чувств.

➕Читается очень легко, понятно, взахлёб. Чуть-чуть нужно погуглить римские историзмы, чтобы прямо полностью  воссоздавать себе картину. Но в целом можно обойтись и без гугла. 

➕Надежда и вера — это единственное, что нельзя отнять у человека. И, на самом деле, единственное, что имеет хоть какой-то смысл. Книга заставляет вспомнить об этом, она пробуждает и наполняет. Считаю, что для обычного романа это очень много.

➕➖Сложно назвать какие-то минусы. Их объективно нет. Но если начать придираться или рассмотреть произведение с позиции читателя, которому не интересна ни история, ни религия, ни мелодрама, то можно сказать следующее. Вероятно, замысел или слог могут показаться напыщенными и чересчур патетическими, а герои — фанатичными. Но, по-моему, эта эпоха, ее идеалы и язык не могут быть другими. Да и в конце XIX века лучше не напишешь. Кажется, что и сейчас лучше не напишешь.

 🎬 Фильм «Quo vadis?» (2001) с высоким рейтингом, хорошо снят — причем очень близко к книге, с учётом всех ключевых моментов сюжета. Но в силу того, что тема всё-таки историческая и глубокая, фильм вынужденно ее кромсает. Остаётся такое чисто событийное, супергеройское кино с красивыми декорациями. А если уж до просмотра ты прочитал книгу, то фильм выглядит и вовсе как набор нарезанных кадров. Да, вероятно, он поможет кому-то воссоздать образы. Но, если честно, во время чтения в моей голове рисовались картины куда ярче, роскошнее и реалистичнее. Книга, конечно, сильно превосходит фильм. Но он тоже хороший. Наверное.

⏳516 страниц (стандартный размер А5, мелкий шрифт). Прочитала за два подхода по 6-8 часов. Книга довольно объёмная и очень насыщенная в смысловом плане, но это не мешает ей быть лёгкой и захватывающей, так что отложить на потом невозможно.

🔮 «…за день до расставания с христианами, я сказал Павлу: от его учения мир разлетелся бы в щепки, как бочка без обручей; а он мне возразил: «Любовь — более крепкий обруч, чем страх».