Сёрена Кьергегора сложно представить в роли психотерапевта, несмотря на то, что он считается основоположником экзистенциализма, а многие его работы по своей тематике идеально укладываются в запросы современных клиентов: тревога, страхи, одиночество, выбор.
Дело в том, что, будучи религиозным мыслителем, Кьеркегор делал акцент на абсолютной греховности человека, подчеркивал необходимость и даже неизбежность страдания, определял в качестве нравственного ориентира образ отстраненного от мира и жертвующего всем "рыцаря веры", противопоставлял вере общественную мораль. Поэтому, если бы Кьеркегор и был терапевтом, то довольно фрустрирующим.
И, тем не менее, если говорить серьезно, психологам есть что позаимствовать у С. Кьеркегора.
Во-первых, задолго до научной психологии С. Кьеркегор один из первых сформировал собственную концепцию развития личности, представленную эстетическим, этическим и религиозным этапами, а также двумя промежуточными стадиями иронии и юмора. Правда, это концепция развития не поступательного, а революционного (метафора "прыжка" как моментального и радикального изменения), более того, развития, присущего далеко не всем людям, поскольку прыжок в следующий этап - индивидуальный выбор каждого, но, все-таки, в рассуждениях об эстетическом и этическом этапах, а также об "иронике" и "юмористе" можно встретить идеи, близкие к современным концепциям развития.
Во-вторых, подчеркивая уникальность и значимость субъективного, индивидуального опыта человека С. Кьеркегор предвосхищает идею отказа от интерпретации, обращает внимание на то, что ответы на собственные вопросы может дать только сам человек:
Ведь даже то, что я - вне истины, открыть могу только я сам: лишь когда я открою это, только тогда, а не раньше, это и откроется, хотя бы об этом уже знал весь мир.
Также философ предостерегает нас от попытки бегства от собственной уникальности, от желания быть похожим на другого, слиться с толпой:
«Сто миллионов, похожих друг на друга как две капли воды, это один человек. Двое их становится, только когда появляется индивид, совсем не похожий на эти миллионы.
В-третьих, обращает на себя внимание "недирективность" С. Кьеркегора, его нетерпимость к какому бы то ни было авторитету, которая ярче всего проявляется в рассуждениях о пределах влияния одного человека на другого:
Сократ обладал мужеством и самообладанием для того, чтобы всегда оставаться по отношению к другим людям, даже самым недалеким, всего лишь внешним поводом. О, какое редкое великодушие - редкое в наши дни, когда пастор значит немногим больше, чем служка, когда каждый второй человек уже авторитет, и все эти разные люди и разные авторитеты опосредуют друг друга в гармоническом единстве общей глупости; ведь поскольку никогда ни одно человеческое существо не было подлинным авторитетом, а выступая как авторитет, ни на кого не оказало благотворного воздействия и не сумело по-настоящему увлечь за собою своего последователя, то можно попробовать добиться успеха другим путем. Ведь всегда и везде дело обстоит так, что если уж один дурак берет на себя инициативу, то он наверняка прихватит с собой еще нескольких дураков.
Ибо между человеком и человеком самое высокое взаимоотношение, какое только возможно, — это участвовать в родах; а порождать — дело самого бога.
В завершение приведу цитату, которая, на мой взгляд, довольно точно описывает, как должны завершаться отношения клиента и терапевта:
Ибо для него наивысшее отношение между человеком и другим человеком — это когда ученик дает учителю импульс и повод к пониманию себя самого, а учитель тоже дает ученику импульс и повод к пониманию самого себя; умирая, учитель не оставляет в душе ученика никаких обязательств перед собою, так же как и ученик не вправе требовать, чтобы его учитель был ему чем-то обязан.
---
Психолог Роман Мотькин (гештальт-подход).
Запись на консультацию: https://taplink.cc/talkingcure